Период Кофун в истории Японского государства – это период становления и социокультурного, политического и экономического развития раннего древнего японского общества начиная с IV в. н. э. до VI н.э.
Курганный период Кофун
Период древней Японской истории носит название Кофун. Само название Кофун означает «курган», их в большом количестве строили в период с III в. н. э. по VII в. н.э. В таких курганах были захоронены представители правящей верхушки – правители и родовая аристократия. Согласно общепринятой археологической типологии период Кофун соответствует железному веку.
Отметим, что вторая половина периода Кофун носит название Ямато, что связано с формированием одноименного раннего японского родоплеменного государства.
Хронологические границы период Кофун
Если исходить из археологических критериев, то отсчет ведется с III в. н.э. когда и появились сооружения курганного типа. Такие курганы имели квадратную форму и их окружали рвом. В первых ранних курганах погребения осуществлялись в деревянных гробах и инвентарь погребальный почти полностью отсутствует.
Но если исходить из социальных критериев, то началом периода следует считать IV в., когда древние жители этих мест стали возводить масштабные «царские курганы» Нара.
Верхней границей периода наиболее логично отнести к рубежу VI-VII вв. когда размеры курганов уменьшились, и не одни они определяли особенности этого периода. Есть мнение, что удобной датой верхней границы периода Кофун считается 592 г. когда стали возводиться дворцы правителей Ямато.
Типология японских курганов
Погребальные курганы, сооруженные древними жителями, свидетельствуют о наличии культа предков, что является типичным для подобного уровня развитии общества.
Скорее всего идея сооружать погребальные курганы была заимствована из Китая. Об этом говорят такие моменты как ориентация ранних курганов, направленных по оси север-юг, созданные насыпи с тремя ступенями-платформами, применение в погребальной камере специфических красителей. Ещё одним вариантом истоков появления курганов является Корея, откуда также могли быть заимствованы особенности погребального обряда.
Выделяются курганы «круглые» и «квадратные». Специфическим видом, появившимся именно в Японии, считают «квадратно-круглый» (дзэмпд кдэн фун). Вариантом такого кургана считают «квадратно-квадратный» (дзэмпд кбхд фун) (обобщенное название в англоязычной терминологии — keyhole InmuJi, т. е. «курган в виде замочной скважины»).
Впервые курганы типа «кофун» появились в конце III -начале IV вв., в районе, который прилегает к равнине Нара. Впоследствии такие курганы стали распространяться дальше, появляясь и в других районах Японии. Данный факт говорит о том, что в политическую и культурную орбиту раннего образования Ямато вовлекаются всё новые районы и земли.
Именно в провинции Нара культура Кофун получила наибольшее свое распространение. Именно здесь находятся 33 из 36 крупнейших курганов, имеющих периметр более 200 м и расположенных в современной префектуре Нара и в районе Осака.
Рисунок 1. Кофун. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К ареалу культуры Кофан также относятся земли от севера острова Кюсю до острова Хонсю и расположенного на нем города Сэндай. Таким образом, по площади культура Кофан меньше, чем предшествующая ей культура Яёй.
В качестве погребального инвентаря использовали короны, по мнению исследователей, изготовленные в Корее, зеркала из бронзы, первоначально китайского, а потом и местного производства. Также в погребении найдено оружие, в большинстве случаев из железа, и частично из бронзы, орудия труда, бусы, а также имевшее некое ритуально значение пластины под названием магатама, которые были выполнены из полудрагоценных камней в форме запятой, а также браслеты из яшмы и нефрита.
На склоне кургана жители этих мест устанавливали изгородь из камней и делали скульптуры из глины, названные ханива, что буквально означает «глиняный круг». Такие скульптуры изображали дома, домашнюю утварь, музыкальные инструменты или же вообще посуду.
Ханива исполняли некую магическую функцию. Судя по всему, они должны были охранять могилы предков от непрошенных злых духов, способных потревожить усопших. Отмечается, что технологии изготовления ханива, и её особенные черты говорят о преемственности по отношению к керамике культуры Яёй.
Что касается идеи оформления погребальных сооружения глиняными скульптурами, то она, возможно возникла под влиянием китайских образцов. Самым же известным таким образцом была гробница китайского императора Цинь Шихуана.
Развитие курганного культурного комплекса Кофан сопровождалось вытеснением их области Центральной Японии культуры бронзовых колоколов дотаку. По имеющимся мифологическим данным из летописей это было связано с завоеваниями этой области племенами, которые пришли с севера острова Кюсю.
Согласно антропологическим исследованиям для периода Кофун было характерно переселенцев с Корейского полуострова, т. н. «человека Яёй, дошедшего вплоть до равнины Нара.
Судя по всему, здесь имело место не завоевание, а медленное расселение и распространение «курганной культуры» при прямом участии переселенцев и их потомков.
Общественное развитие периода Кофун
Строительство огромных сооружений невозможно без соответствующих изменений в обществе, без выделения определенной зажиточной и имеющей власть над остальными группы людей, которые контролировали строительные процессы и являлись главами этого общества.
Отмечается, что в период Кофун климат стал хуже, произошло некоторое похолодание и осадков стало больше. В результате зона заливного рисоводства сместилась к югу.
Люди же вынуждены были опять приспосабливаться к изменяющимся условиям природы. Для этого нужно было научиться более интенсивному и эффективному хозяйству.
Улучшение хозяйства, его интенсификация шла по двум направлениям:
- применение металлических орудий труда, которые стали вытеснять сделанные из дерева. Это было достигнуто за счет экспорта из Китая и Корея железных слитков, которые видимо, использовались и в качестве эквивалента денег;
- массовое строительство ирригационных сооружений. А этот процесс требовал объединения усилий не только на уровне одной деревни, но и на уровне регионов. А такое взаимодействие влечет создание уже более сложных организаций общества и структур управления людьми.
Итогом деятельности человека стало увеличение площади обрабатываемых земель, и, как следствие, увеличение численности населения. Происходит усиление централизации власти.
Примером большой степени концентрации власти и ресурсов является найденные недалеко от Осаки хранилища, в которых могло храниться около 4,5 тыс. тонн риса.