Феодальная раздробленность — это период продолжительного ослабления центральной власти в силу процессов децентрализации, обусловленных усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации воинской повинности и труда.
Новые небольшие территориальные образования вели практически автономное существование, господствующим было натуральное хозяйство. Широкое распространение термин получил в советской и российской марксистской историографии, и применяется в разных значениях.
Подходы к понятию терминов «феодальная раздробленность» и «феодализм»
Понятие «феодальная раздробленность» используют для обозначения периода существования уделов, и в него включается эпоха от раздела центральной власти в раннефеодальном государстве до ликвидации в централизованном государстве последнего удела.
Зачастую термин «феодализм», характеризующий состояние верховной власти и отношения среди верхушки феодального общества), используется как синоним понятия развитый феодализм, которым характеризуется экономический строй и отношения социальных слоев общества. Также понятия относятся к разным хронологическим интервалам. Советская историография формирование феодального способа производства датировала X-XI веками, а окончание — от XVI-XVIII веков в государствах Западной Европы до середины XIX века в Центральной и Восточной Европе.
Феодальная анархия
В раннефеодальных государствах с разветвлением правящей династии, расширением территории и разрастанием административного аппарата, представители которого осуществляли королевскую власть над местным населением, собирая войско и дань, количество претендентов на верховную власть увеличивается, увеличиваются периферийные военные ресурсы, а возможности контроля из центра ослабевают. Верховная власть постепенно становится номинальной, и монарха начинают избирать крупные феодалы из своей среды, при этом, как правило, ресурсы избранного монарха ограничивались ресурсами исходного княжества, и он не мог передавать по наследству верховную власть. В такой ситуации работало правило:
«Вассал моего вассала — не мой вассал».
Исключениями стали Англия на северо-западе (по Солсберийской присяге 1085 года, все феодалы являлись прямыми вассалами монарха) и Византия на юго-востоке (в тот же период император Алексей I Комнин вынудил крестоносцев, которые захватили во время первого крестового похода территории на Ближнем Востоке, признать вассальную зависимость от империи, включив этим эти земли в состав империи). В этом случае все земли делятся на королевский домен и земли вассалов, как и на следующем этапе, когда верховная власть закреплялась за одним из князей и вновь начинает передаваться по наследству, вслед за чем начинается процесс централизации.
«В XII веке, когда в Англии и Франции полным ходом шло образование национальных государств, в Германии ослабла центральная власть и установилась феодальная раздробленность».
Полное развитие феодальных отношений стало предпосылкой окончания раздробленности, поскольку подавляющее большинство феодалов, рядовые представители были заинтересованы в едином выразителе интересов:
«Социальные интересы феодального класса и нормы рыцарской морали сдерживали центробежные тенденции, ограничивая феодальную вольницу. В процессе централизации рыцарство (мелкие и средние феодалы) составляло основную силу королей в противостоянии со знатью в борьбе за территориальное объединение и реальную власть в государстве».
Феодальная раздробленность на Руси
Формационный подход датирует начало раздробленности на Руси одинаково с началом эпохи развитого феодализма XII веком. После формирования самостоятельных княжеств в середине XII века Киев почти век продолжал оставаться столицей Руси, хотя своё начало в этот период взяли противоположные процессы:
- процесс формирования удельных княжеств;
- процесс объединения земель вокруг новых центров.
После монгольского завоевания правители Золотой Орды выдавали ярлык на владимирское великое княжение, которое давало право на сбор дани для хана с русских княжеств. Новгородская земля, Рязанское княжество, Смоленское княжество, а также княжества Московское, Тверское и Нижегородско-Суздальское собирали и отправляли дань самостоятельно.
Великие княжества, объединявшие удельных князей, проявляли тенденции к преодолению раздробленности. Великих князей поддерживали духовенство, боярство, посадское население (ремесленники и купечество). Они были заинтересованы в ликвидации феодальной чересполосицы, в прекращении княжеских усобиц, в освобождении от ига, в безопасности границ.
В княжение Дмитрия Ивановича Донского за Москвой закрепилось значение центра объединения северо-восточных земель. В то же время южнорусские земли объединялись вокруг Великого княжества Литовского.
Своеобразие Литовского государства было определено сочетанием дофеодальных черт с постфеодальными: юго-западные княжества, в которых никогда удельное дробление не заходило далеко; преодолевавшие раздробленность земли Смоленска и Чернигова; только начавшие феодализацию балтские племена.
После двухвековой борьбы Москвы и Вильно, осложнённой постоянным вмешательством Орды, Тевтонского ордена и Польши, великое княжество Литовское вместе с Польшей образовало конфедерацию (1569). При Иване III ордынское иго было сброшено на северо-востоке (1480), в княжение Василия III исчезли последние уделы.
Отечественный историк XVIII века Болтин И. Н. отмечал: «Наши удельные князья пользовались полным феодальным правом». Также он отмечал, что на Руси, как и в Западной Европе, феодальная раздробленность сменилась политическим объединением, и проводил сравнение Ивана IV и Людовика XI, подобное сравнение есть и у Карамзина. Тождество исторического процесса в удельной Руси и в Европе отмечал автор «Истории русского народа» (1829—1833) Полевой Н. А. Приверженец идеи о своеобразии и самобытности русского развития М. П. Погодин, считал, что Россия не знала феодализма, но сопоставлял удельные княжества Руси с формами феодализма на Западе.