Первые очаги цивилизации
Уже в IV-III тысячелетиях до н.э. центры цивилизации возникли в:
- Египте, в долине Нила,
- Месопотамии – между Тигром и Евфратом.
Чуть позже – в III-II тыс. до н.э. в долине Инда зародилась индийская цивилизация, а во 2-м тысячелетии – китайская (в долине Желтой реки). Примерно в то же время сформировалась хеттская цивилизация в Малой Азии, финикийская цивилизация в Западной Азии, еврейская цивилизация в Палестине.
На границе III-II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова возникла крито-микенская цивилизация, из которой позднее сформировалась древнегреческая цивилизация. В I тыс. до н.э. появилось множество новых цивилизаций:
- на территории Закавказья образовалась цивилизация Урарту,
- на территории Ирана возникла могущественная цивилизация персов,
- в Италии зародилась римская цивилизация.
Зона цивилизаций охватывала не только Старый Свет, но также и Америку, где в ее центральной части (Мезоамерике) сформировались цивилизации ацтеков, майя и инков. Но нужно отметить, что развитие этих цивилизаций началось только на рубеже нашей эры.
Трансформация формы семейных отношений
Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Этому способствовало множество факторов, в том числе: неолитическая революция, интенсификация сельского хозяйства, развитие специальной селекции, появление металлургии, формирование специальных ремесел, развитие торговли.
С развитием пахотного земледелия сельскохозяйственные работы перешли из рук женщин в руки мужчин, а мужчина – воин и земледелец – получил пост главы семьи. Накопление в разных семьях создавалось по-разному, и любая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестал делиться между членами общины, и собственность начала переходить от отца к детям, тем самым закладывались основы частной собственности на средства производства.
От счета родства по материнской линии произошел переход к счету родства по отцу – формировался патриархат. В результате начала меняться форма семейных отношений – возникла патриархальная семья, основанная на частной собственности. Покорная позиция женщины проявлялась, например, в том, что обязанность моногамии установлена только для женщин, а для мужчин разрешена полигамия (многоженство).
Древнейшие документы из Месопотамии и Египта говорят о такой ситуации, которая сложилась к концу IV - началу III тысячелетия до н.э. Этот же факт подтверждают древнейшие письменные памятники, которые появились у некоторых племен в предгорьях Малой Азии и Китая во II тысячелетии до н.э.
Выделение знати
Рост производительности труда, рост торговли, постоянные войны – все это привело к возникновению имущественного расслоения членов племенами. Имущественное неравенство привело к общественному неравенству.
Сформировалась верхушка клановой аристократии, которая практически руководила всеми делами.
Знатные члены общины сидели в совете племени, отвечали за поклонение всевышним, выделяя вождей из среды жрецов и военных. Помимо владения и общественного разделения в племенной общине существовало также разделение в племени между отдельными кланами. С одной стороны, выделялись крепкие и богатые роды, а с другой – слабые и обнищавшие. В результате первые из них медленно трансформировались в доминирующую верхушку, а вторые – в подчиненных. В результате войн целые племена или группы племен получали возможность оказаться в подчиненном положении.
Но долгое время, не обращая внимания на принадлежность и публичное расслоение общины, верхушке родовой знати все же приходилось прислушиваться к мнению всей общины. Но все чаще мнение общины игнорировалось в своих интересах высшим кланом, с властью над которым обычные члены сообщества больше не могли соревноваться.
Таким образом, признаки распада племенной системы лежали в основе неравенства собственности, власти и концентрации богатства в руках вождей племен, увеличения вооруженных столкновений, превращения военнопленных в рабов, превращение клана из кровнородственного коллектива в территориальную общность. Археологические раскопки в разных уголках мира, в том числе на территории СССР, позволяют сделать такие выводы.
Одним из примеров является знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, датируемый II тысячелетием до н.э., или великолепные захоронения правителей в Триалети (к югу от Тбилиси). Обилие сокровищ, захоронение с вождем рабов и насильственно убитыми рабами, большие размеры курганов – все это говорит о могуществе и богатстве вождей, нарушении изначального равноправия в племени.
Распад родовой общины и образование общины соседской
В разных частях света разрушение первобытных общинных отношений происходило в разное время, модели перехода к высшему образованию также были разнообразны: одни народы образовали примитивные раннеклассовые страны, другие народы образовали рабовладельческие государства, многие народы перешли к феодализму, а некоторые освоили колониальный капитализм (население Украины, Австралии).
Иными словами, рост производительных сил способствовал укреплению связей между общественными организациями, а также развитию дарообменных взаимоотношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а затем к моногамному, укреплялась семья, которая была изолирована внутри общины. Общинная собственность дополнялась личной собственностью.
С развитием производительных сил (переход к рабочим орудиям из бронзы, меди и металла) и усилением территориальных (соседских) связей между семьями первая первобытная община сменилась примитивной соседской, а позже – земледельческой общиной. Для нее характерно сочетание частного землевладения с неспециализированной земельной собственностью, а также частнособственнического и общинного начал. Усиление этого внутреннего разрыва создало условия для возникновения государства и классового общества.