Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Палеографический анализ рукописи

Приемы и методы транскрипции рукописей

Определение 1

Палеография – это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением внешних признаков рукописных памятников в их историческом развитии.

Палеография помогает историкам установить время и место возникновения документов, подлинность документов, имя автора и другие вопросы.

С большой точностью текст на бумаге датируют филиграни, поэтому при работе над старыми рукописями на них важно обратить внимание, чтобы определить время их создания. Время возникновения документа, правда, косвенно, могут указать миниатюры, орнамент, формат бумаги, расположение текста. Приблизительно документы можно датировать по орудиям письма, например, машинописный текст до 70-х годов XIX века возникнуть не мог.

Поскольку графика письма при определении времени создания письменных источников имеет большое значение, то историку важно знать, как писались буквы в тот или иной период времени. Например, рукописи, содержащие ударения над словами, датируются не ранее XVII века.

Время возникновения рукописи помогают определить метрология, хронология, сфрагистика и др.

Место происхождения источника связано с его внутренним содержанием, раскрытие которого стоит на первом месте. Большую роль в этом отношении играют и внешние признаки и данные языка.

Например, новгородские грамоты вместо буквы «ц» использовали «ч» – конець - конечь. В двинских рукописях происходила замена предлога «в» на «у».

Определение писцов, авторов изучаемых документов по почерку, является практической задачей палеографии. Поэтому, безусловно, необходимо изучение почерков исторических деятелей прошлого. Иногда могут встретиться поддельные рукописи, а это значит, что, решая вопрос о подлинности документа, историку важны палеографические наблюдения. Историку-исследователю важно выявить подобные подделки.

«Палеографический анализ рукописи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В России в начале XIX века фальсификаторами рукописей занимались Сулакадзев и Бардин, 20 подделок последнего дошли до нашего времени. Из них подделаны были 4 экземпляра «Слова о полку Игореве» и 5 экземпляров Русской правды. Историку для выявления подделок необходимо выяснить, на каком материале был написан текст, какова его графика, наличие подчистки текста и др.

Археография как прикладная историческая дисциплина, разрабатывает правила и методы издания источников. В круг задач археографии входит выявление, отбор и транскрипция, приемы передачи текста и их исследование, составление научно-справочного аппарата, организация публикаций.

Историку необходимо знать правила транскрипции и передачу текстов источников. Требования, которые предъявляются к транскрипции и публикации источников XII-XVIII века, меняются в зависимости от даты источников, что является основными принципами их издания.

Внешние признаки памятников Древней Руси

В Древней Руси, письменность которой была широко развита, уже были письменные законы – это была «Русская правда». Договоры между Русью и Византией составлялись на двух языках – русском и греческом.

Берестяные грамоты того периода, найденные при раскопках в Новгороде, говорят, что ремесленники вели большую переписку. «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, заслуживает особого внимания. Широко распространялись описания путешествий, житийная литература. Материалами для письма были пергамент и береста. Пергамент был очень дорогим материалом, потому что вырабатывался из кожи молодых животных, а для написания книги, требовалось 170-180 молодых животных.

Берестяные свитки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Берестяные свитки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Иногда один и тот же пергамент использовали для написания второго текста, для чего первый текст соскабливали. Такие рукописи называли палимпсестами.

Березовая кора использовалась во всю толщину, и буквы наносились на внутреннюю поверхность. Если в XI-XV веках на бересте писали острым предметом, то в XVII-XVIII веках использовали чернила. Они имели коричневый цвет и готовились из воды, соли, железа, дубильных веществ.

Также использовали краски, отсюда появилось название «красная строка». В роскошных рукописях использовали золото.

На пергаменте писали гусиными, лебедиными, павлиньими перьями.

Текст в русских рукописях писали в два столбца. Для сохранности рукописи переплетались, переплетами служили доски, покрытые кожей или материей, и орнаментировались. Ряд переплетов выполнялся с застежками в виде ремешков с медными петлями на концах.

Древнерусская книга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Древнерусская книга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рукописи имели различный формат – лист, пол-листа, четверть листа или восьмая его часть. Разную величину имели и берестяные грамоты.

Графику письма определял материал. Почерк, которым писали в X-XII веках, называли уставом, что означало медленное письмо. Это и понятно, пергамент и береста не позволяли писать быстро. В это же время использовали каллиграфическое, деловое и беглое письмо.

Уставное письмо имело свои характерные черты – текст не делили на слова, буквы писали прямо, с равным расстоянием друг от друга перпендикулярно в строке. Буквы по форме имели геометрические черты – прямые углы, закругления. Верхние части букв могли быть немного меньше нижних. В верхней части буквы не выходили за строку, а в нижней части за строку выходили Р, Х, З, Щ, Ц, У.

Уставное письмо имело мало сокращенных слов, сокращенно писали чаще слова священного характера, они писались под титлом (знак сокращения). Выносных бук тоже было мало, отсутствовали надстрочные знаки ударения и придыхания.

Берестяные грамоты XI-XII вв. имеют свои графические особенности. Буквы на них сохраняли угловатость, мало использовалось округлых линий, в написании букв не было особой тщательности. Причина этого отчасти связана с особенностью материала и орудий письма, потому что текст писали острым предметом.

Палеографическое исследование греческой рукописи

Подробный анализ греческих рукописей позволяет проследить их путь. Первоначально они находились в Константинополе, на Афоне или в Солуни и только потом оказались на русской почве. Приобрел их русский филолог-славист В. И. Григорович 22 августа 1844 г. Несколько позже они были проданы на Нижегородской ярмарке купцам-старообрядцам Головастикову, Лопухину и иконникам Тюлиным. Затем их приобрел А. И. Лобков и во второй половине XX века они оказались у А. И. Хлудова, который был страстным коллекционером.

За небольшим исключением эти рукописи в 1917 г. находились в Никольском единоверческом монастыре в Москве.

Все рукописи, за небольшим исключением, имеют небольшой формат и написаны на бумаге с филигранями. Несколько рукописей написаны на пергаменте, имеющем высокое качество выделки.

Четыре рукописи с «хлудовским переплетом», в виде доски, обтянутой кожей светло-коричневого цвета с тиснением. Переплеты изготовлены по заказу Хлудова в XIX веке при реставрации манускриптов. Иной вид имеют две рукописи, сохранившие первоначальный переплет. Переплет черный картонный с большим тисненым рисунком в центральной части.

Рукописи коллекции, кроме Псалтыри IX века написаны минускульным письмом. Наиболее изученной и более древней рукописью коллекции является Псалтырь. Псалтырь имеет маргинальные миниатюры, написан унциалом и на основании этого датируется серединой IX века. Формат его небольшой 195/7×150 мм. Поля очень широкие – внешние поля – 55-65 мм, нижние – 68-73 мм.

Псалтырь написан на пергаменте, имеет 169 листов по 23 строки на каждой странице. Пергамент очень плотный и в ряде мест обработан плохо. Разлиновка сделана тупым, царапающим инструментом. Стороны пергамента в пределах тетради наложены правильно. Сигнатуры писца отсутствуют, но, безусловно, находились в верхнем правом углу первого листа и не являются палимпсестом.

Первоначальный текст не удалялся, с течением времени он выцвел естественным образом.

Рукопись имеет большую ценность благодаря прекрасным миниатюрам. В XIV веке было решено, текст обновить свежими чернилами минускульным почерком.

Палеографический анализ рукописи свидетельствует, что она имела двух писцов – один занимался написанием текста Псалтыри, активно используя диакритику, а другой писал легенды к миниатюрам, выборочно проставляя надстрочные знаки.

Поскольку система диакритики до конца писцами не освоена, то искусствоведы считают, что документ датируется серединой IX века.

Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot