Гуманизм – это оптимистическая философия, которая рассматривает человека как чувствительное и рациональное существо, обладающее способностью мыслить и принимать решения, что означает оппозицию видению католической церкви, преобразованную в мистическую идеологию, которая представляет разум как абсолютную реальность. Гуманизм рассматривает человека как добро по своей природе, в отличие от христианского взгляда на первородный грех, который должен быть искуплен.
Происхождение и развитие гуманизма в Италии
Движение мысли, рожденной в Италии в XIV веке, коренится в подъеме светской культуры в итальянских городах. С этого времени затрагивая различные виды искусства (живопись, скульптуру, литературу), гуманизм быстро развивается, и впоследствии влияет на философию и религию.
Гуманизм как историческое явление насчитывает три столетия. Период, получивший название «Возрождение», был периодом глубоких политических и культурных потрясений. В то время как гуманисты первого поколения по сути являются учеными, переводящими тексты греко-римской античности, гуманисты следующих поколений интересуются светскими и актуальными вопросами (географические открытия, проблема Реформации и т.д.) и используют изобретение печатного станка для распространения своих идей.
Идеалы Возрождения сначала распространились из Флоренции в соседние государства Тосканы, такие как Сиена и Лукка. Тосканская культура вскоре становится образцом для всех государств Италии, при этом итальянцы Тосканы преобладали в искусстве, особенно в литературе. Существовали и другие центры культуры, охваченные идеями гуманизма:
- Сиена,
- Падуя,
- Венеция,
- Верона,
- Рим.
Их число увеличивается в XV веке, когда появляется множество региональных школ высокого качества. В 1447 году к власти пришел Франсуа Сфорца и быстро превратил все еще средневековый город Милан в крупный центр искусства и образования. Венеция, которая является одним из самых богатых городов из-за господства над Средиземным морем, также становится культурным центром, особенно в архитектуре. Появление идей гуманизма наблюдалось в городах меньшей важности, которые разработали свои собственные стили искусства: Феррара, Мантуя, Урбино.
Распространение гуманистических идей в Европе осуществлялось несколькими способами, а именно, через:
- полиграфические мастерские: изобретение печатного станка позволяло печатать тексты и воспроизводить большое количество копий;
- университеты: многие гуманисты являлись профессорами в университетах, где они учили гуманизму своих студентов.
Новый этап гуманистического образования был предложен Пико делла Мирандолой, он был основан на поисках и изучении забытых рукописей. Итальянские патриции и купеческие князья вкладывали деньги в строительство библиотек. Литературные произведения античности были переведены с греческого и латыни на современные языки по всей Европе. Около 1450 года Гутенберг усовершенствовал технику печати, что позволило осуществить мечту гуманистов: широко распространять знания, находя восприимчивых читателей среди среднего класса.
С другой стороны, наблюдался подъем крупной коммерческой буржуазии. Она проявляла растущий интерес к материальным вещам, относящимся к частной жизни или к управлению городом, или торговле с иностранцами. С 1420-х годов в наиболее экономически развитых регионах Европы – Тоскане и Фландрии изобразительное искусство развивалось в направлении реализма, свидетельствовавшего об эволюции элит в сторону прагматизма и волюнтаризма.
Отношение гуманистов к церкви и религии
Союз идей гуманизма и религии был непосредственно связан с Римом. В 1417 году папство вернулось в Рим, но старый имперский город оставался бедным и лежал в руинах после первых лет Возрождения. Великая трансформация началась при понтификате Николае V, который стал папой в 1447 году. Он начал впечатляющую реконструкцию, которая в конечном итоге привела к обновлению значительной части города. Ученый-гуманист Эней Сильвий Пикколомини стал папой под именем Пий II в 1458 году.
При этом папство попадало под контроль богатых семей, таких как:
- Сфорца в Миланском герцогстве,
- Медичи во Флоренции,
- Эсте в Ферраре и Модене,
- Дориас в Генуе,
- Монтефельтро в Урбино,
- Борджиа в Риме.
Дух художественного и философского возрождения стал доминировать всюду. Важно отметить ведущую роль в этом папства, чьи художественные заказы подталкивали художников к инновациям и разнообразию их методов. Папа Сикст IV продолжил дело Николая, его самым известным проектом было строительство Сикстинской капеллы. Папы все чаще становились светскими правителями.
Восхищение классическими источниками литературы воплощает аристотелевское и птолемеевское видение Вселенной. Гуманизм подчеркивает, что природу следует рассматривать как духовное творение, не управляемое математическими законами. В то же время философы утратили большую часть своей строгости, а правила дедуктивной логики считались вторичными по отношению к интуиции и эмоциям.
В менталитете гуманистов ссылка на Священное Писание остается центральной и никогда не подвергается сомнению. Однако утрата папством власти над определенным числом монархов была отягощена внутренним кризисом (с 1409 по 1416 год в христианском мире было три папы). С начала века Церковь заняла догматическую позицию в обществе, которое, в свою очередь, претерпевало радикальные изменения в связи с возникновением национальных государств. Между тем захват Константинополя османами (1453 г.) заставил папство признать, что его влияние больше не выходит за пределы Европы.
Природа Возрождения изменилась в конце XV века. Приход к власти во Флоренции сурового монаха Джироламо Савонаролы в 1497 году ознаменовал конец влияния города, а триумфальное возвращение Медичи стало началом последнего художественного этапа, называемого маньеризмом. Савонарола пришел к власти во время повсеместных репрессий против секуляризма и снисходительности эпохи Возрождения. Его непродолжительное правление привело к уничтожению многих произведений искусства, сожженных на «Костре тщеславия» в центре Флоренции. С возвращением Медичи к власти в качестве великих герцогов Тосканы контрреформа в церквях продолжалась.