Политическое развитие Швейцарии
Швейцария в политическом плане является федеративной республикой. Каждый входящий в нее кантон и полукантон имеют собственные конституцию, правительство и парламент. Однако несмотря на то, что в официальное русскоязычное название страны входит слово Конфедерация, она таковой не является. Дело в том, что для немецкого самоназвания Швейцарской Конфедерации (дословно «Швейцарское Клятвенное Содружество») не нашлось в итальянском, французском ретороманском, а также и русском, языках адекватного аналога.
Кантон — территориально-административная единица верхнего уровня в Швейцарии.
Поэтому со временем в качестве альтернативного перевода укрепилось понятие «Confoederatio», которое буквально переводится как «союз». В 18 веке 18-м веке оно обозначало то, что в наши дни называется словом «федерация».
Швейцария не всегда являлась национальным государством в современном понимании этого слова, представляя собой союз свободных автономных кантонов, которые объединились только в 1848 году. Принятая тогда Конституция сделала страну единым федеративным государством.
Центральная власть в государстве развита достаточно слабо (но это не означает, что является неэффективной). Большинство политических полномочий передано на усмотрение кантонов. На управление федерального центра отданы только некоторые сферы, например, внешняя политика.
Внешняя политика Швейцарии
Швейцария является международным посредником, представляя интересы третьих государств там, где у тех прерваны дипломатические отношения. Например, интересы СССР в Ираке в 1955 году, Великобритании в Аргентине в 1982 году; сейчас Швейцария представляет на Кубе и в Иране интересы США, в США интересы Кубы, представляла интересы РФ в Грузии в 2008 году после разрыва между этими странами дипломатических отношений. Швейцария оказывает своего рода «добрые услуги», предоставляя территорию страны для прямых переговоров между участниками международных конфликтов (абхазская и южноосетинская проблемы, нагорно-карабахский конфликт, кипрское урегулирование).
Швейцарский нейтралитет является наиболее длительным и последовательным из всех существующих на данный момент в мире видов нейтралитета. Сейчас Швейцарская Конфедерация не является членом ни одного военного альянса, не входит в ЕС.
Однако в последние годы, в связи с глобальными переменами в мире и в Европе, в правительстве Швейцарии и общественном мнении усиливается настрой на усиление интеграции с ЕС и на изменение трактовки принципа нейтралитета.
В мае 2004 года был подписан «второй пакет» договоров между ЕС и Швейцарией, который, вместе с «первым пакетом», вступившим в силу в 2002 году, является своеобразной альтернативой вступлению Швейцарии в Евросоюз.
На общенациональных референдумов, проведенных в 2005 году, народ Швейцарии положительно решил вопрос о присоединении страны к Шенгенскому и Дублинскому договорам. Соглашения с ЕС об этом входят во «второй пакет». Также положения Договора о свободе перемещений между Швейцарией и ЕС распространяются на новых членов ЕС, которые вступили в Союз в 2004 году. Одновременно принято решение, что вопрос о вступлении в Евросоюз является не «стратегической целью», как было раньше, а «политической опцией», то есть только возможным.
В 1959 году Швейцария была среди стран-учредительниц ЕАСТ. В 1972 году Швейцария вступила в Европейское экономическое пространство, а в 2002 году стала членом ООН.
Швейцария оказывает активную гуманитарную помощь жертвам вооруженных конфликтов, содействует экономическому развитию стран третьего мира.
Экономическое развитие Швейцарии
Экономика Швейцарии – одна из самых стабильных в мире. В сравнении с мировыми показателями средний уровень доходов населения значительно превышает средний. Проводимая правительством политика банковской тайны и долгосрочного монетарного обеспечения сделала Швейцарию тем местом, в котором возможные инвесторы наиболее уверены в безопасности вкладываемых средств, и в результате экономика страны все более зависит от регулярности притока зарубежных инвестиций. Небольшая территория страны и высокая специализация труда сделали ключевыми экономическими ресурсами Швейцарии промышленность и торговля. Швейцарская конфедерация является лидером в мировой очистке золота, перерабатывая не менее 60 % от мировой добычи.
С начала 1981 годов Швейцария входит в число самых промышленно развитых стран. Основные отрасли национальной промышленности:
- машиностроение;
- текстильная промышленность;
- химическая и пищевая промышленность;
- хайтек;
- фармацевтика.
В машиностроении, металлургии и производстве электрооборудования занято 330 000 человек. На эту отрасль, сокращенно обозначаемой как «Промышленность МЭМ», приходится до 18 % валового внутреннего продукта. Также этот сектор находится в Швейцарии на втором месте среди разных отраслей промышленности по объёму экспортных поставок. Например, в 2012 году доходы отрасли от экспорта составили 64,6 миллиарда франков (32,2 % от всего объёма экспортных поставок). На предприятиях этой отрасли за рубежом работают суммарно более 500 000 человек. Индустрия возникла в XIX веке в качестве части текстильной промышленности. Тогда швейцарские текстильные предприятия пытались механизировать производство. Но, не имея возможностей закупить оборудование у конкурентов из Англии, они испытали необходимость создать собственное производственное оборудование. На данный момент швейцарские предприятия – одни из наиболее конкурентоспособных в мире. В первую очередь, это можно отнести к предприятиям, производящим станки, а кроме того оборудование, которое применяется в полиграфии и текстильной промышленности. По абсолютным цифрам Швейцария находится на десятом месте в мире по величине экспорта производственных машин. В этом секторе преобладают малые и средние предприятия. Всего можно насчитать более 2500 компаний.