А. Тойнби, выделяя крупные современные цивилизации, такие как западная, православная, индуистская, мусульманская, дальневосточная, не нашел для Америки особого места. На нее он смотрел как на национальное государство, которое существует на границе западной цивилизации. Американский исследователь Лернер с этим не согласен:
«Америка есть то, чем является –самостоятельная культура с собственными характерными чертами, со своими схемой власти и образом мыслей, сопоставимая с Грецией или Римом культура, одна из великих цивилизаций мировой истории».
Американский философ С. Хантингтон выделил особую национальную американскую идентичность. Ее ключевыми элементами в XVIII–XIX веках он считал «британское происхождение, белый цвет кожи, протестантизм, независимость» и «американское кредо» с принципами равенства, свободы, ценности личности, уважения гражданских прав, частной собственности и репрезентативного правительства.
Факторы развития американской цивилизации
Н.Н. Болховитинов указывал на Американскую революцию XVIII века, на принятые ею документы: Декларацию независимости, Билль о правах, Конституцию, как на ключевой фактор развития американской цивилизации на протяжении двух столетий.
Революция расчистила путь для формирования либеральной демократии, рыночной модели, становления буржуазного общества и государства, в котором личности предоставлены широкие возможности для развития предпринимательства, реализации естественного стремления к обогащению.
Революция XVIII века дала импульс развитию США. Именно ее идеология стала основой американской нации. Она выстроена на ценностях Просвещения. Таково представление о естественных правах человека. Просветительская система принципов, сформировав важные аспекты государственности и национального этноса, способствовала переходу в фазу национального становления, в которой американская цивилизация получала новое наполнение, пройдя через процесс самоидентификации. Поиски подлинной американской идентичности отражены в представлениях американцев о собственном происхождении. В период Войны за независимость расцветает культ «отцов-пилигримов» – основателей колоний, прибывших в Новый свет, по мнению революционеров, в поисках как религиозной, так и политической свободы, с целью создать совершенное государство, контуры которого прослеживаются в соглашении на «Мэйфлауэре». Так родилось представление о мессианстве американского народа, возникала «американская мечта» о земле свободы, представление об Америке как убежище угнетенных. Впоследствии все эти идеи превратятся в питательную почву для идей экспансионизма.
Становление американского самосознания являлось важнейшим результатом Американской революции и на уровне идеологии, и на уровне народной психологии, оно в определенной степени формировалось в парадигме «вызова – и - ответа» со стороны европейской культурной традиции.
Формирование национальной американской традиции
В основе национальной традиции американцев лежат культ Декларации независимости, а также культ фигур «отцов-основателей» – Дж. Вашингтона и Б. Франклина.
Революция учредила общенациональные символы, использование которых является частью национальной традиции. Такими символами стали звездно-полосатый национальный флаг, девиз («во множестве едины»), герб (орел), колокол свободы.
Распространенным стало обращение к греческой и римской истории, что отражено в названиях американских городов. Эти идеальные и романтические образцы чаще всего расходились с действительностью, но классический республиканизм долгое время оставался основой политической риторики.
Важнейшей чертой цивилизации является наличие корней, обретение единой, зачастую мифологизированной истории. Многочисленные исторические общества стали продуктом формирования страны, они появлялись во всех штатах. Помимо сбора архивных материалов и написания местной истории, еще одной тенденцией в поиске символов общенационального характера, является развитие биографического жанра. Огромную популярность имели:
- «Джордж Вашингтон» М. Уимса;
- «Патрик Генри» У. Уирта;
- «Джеймс Отис» У. Тюдора.
Стоит особо подчеркнуть, что большинство биографий описывали не настоящих людей, а создавали мифологизированные образы, которые должны были стать примерами для подражания и национальными символами.
Складывание американской нации
Американская нация складывалась своеобразно, и не случайно большинство исследователей пишут о «плавильном котле», в котором переплавились традиции и национальные характеры множества рас и народов. В XVIII веке М. де Кревекер писал в «Письмах американского фермера», что наблюдается такое смешение народов, какого нет ни в одной другой стране. Кревекер называет европейскую цивилизацию, как наиболее повлиявшую на США. Но в настоящее время общепризнанным считается вклад в становление американской цивилизации индейцев и афроамериканцев, выходцев из стран Азии.
Период между Войной за независимость и Гражданской войной был для молодого государства чрезвычайно важным. В это время происходят социально-экономические, демографические, политические и этнокультурные процессы. Совершается модернизация абсолютно всех сфер жизни американцев, консолидация нации, становление государственности, развитие ментальности, формирование национальной идентичности.
Ключевыми факторами модернизации стали демографический рост и территориальная экспансия. Восстали 13 колоний, а в 1861 году в состав Союза вступил Канзас – 34-й штат. Согласно переписи 1790 года, в стране проживало 4 млн. чел. К 1860 году численность населения достигала 31,5 млн. человек, такой прирост стал возможен за счет массовой иммиграции.
Сложной проблемой остается становление американского национального характера. Утвердившийся в народных представлениях в конце XVIII века образ типичного американца – жителя Новой Англии, в начале XIX века дополняется образом дядюшки Сэма.
В результате противоречивых процессов в XVIII-XIX веках складывается своеобразная американская цивилизация, вобравшая в себя европейский опыт и собственные достижения.