Древнегреческая культура — это совокупность достижений в области материальной культуры древнегреческого общества.
Расцвет культуры Древней Греции относится к периоду Афинской демократии. Ее главной особенностью считают глубоко общественный характер.
Характерные черты культуры Древней Греции
Древние греки построили особый тип цивилизации, ставший отправной точкой развития общества Западной Европы. Она создала множество социокультурных инноваций (философию, полисную демократию), сформировала основы литературных жанров, каноны скульптуры и архитектуры, заложила начало европейской науки. Достижения Греции определили пути развития человечества. Развитие культуры Греции дало ученым право назвать ее «греческим чудом». Характер среды и климатических условий, бедность ресурсами вынуждали греков осваивать морские пути, развивать коммуникативные навыки, налаживать торговые связи, общаясь с людьми разных культур. Это развивало качественно новые способы мышления и образцы поведения, заложившие основы нового менталитета и сформировало новый тип культуры со своими ценностями, правилами и нормами.
Характерные черты древнегреческой культуры:
- Пластичный, телесный характер: идеалом является гармонично развитый человек. Его формирование обеспечивала система образования и воспитания;
- Ведущими эстетическими категориями были красота, гармония и мера. Отсюда органичное единство элементов художественного произведения;
- Становление науки как самостоятельной сферы. Развилось опытное естествознание, сформировалось систематическое изложение медицины, геометрии и других наук. Любая производственная отрасль (земледелие, строительство, торговля, ремесло) становилась областью прикладной математики;
- Создание современной формы философии. Переход к рациональному познанию мира означал изменение в человеческом разуме, появление способа мышления на основе доказательства.
- Равноправие граждан полисов, боровшихся за влияние, определили такую особенность, как агональность (состязательность). Она способствовала формированию индивидуального подхода, личного мнения, частной инициативы;
- Существование самостоятельных полисов. Полис был политическим, религиозным, торгово-экономическим и художественным центром. Граждане имели равные права на владение собственностью и землей, имели возможность получить образование. Развитию гражданского общества противоречила система сословных отношений, характерная для древних культур.
Уникальность культуры была обусловлена географическим своеобразием страны. Благодатный и умеренный климат способствовал формированию стремления к уравновешенности, созданию ясных определенных образов, культа гармонии. Разнообразие природных ископаемых и ландшафта, море и удобный для судоходства берег, благоприятствовали интенсивному развитию торговли и культурному обмену, а автономность отдельных областей облегчила становление полисной системы.
Древнегреческая культура в своем развитии прошла несколько периодов:
- крито-микенский (III тысячелетие - XII века до н.э.);
- царский, или гомеровский (XI-VIII века до н.э.);
- архаический (VII-VI века до н.э.);
- классический (V - первая треть IV века до н.э.);
- эллинистический (последние две трети IV-I в. до н.э.).
Общая характеристика древнегреческой культуры
Культура сформировалась на базе цивилизации, сочетавшей свободу и рабство. Развиваясь, античная цивилизация отходила от патриархальной формы рабовладения, а в классический период рабы были главной производительной силой общества. Раб и свободный человек в античности не были только социальными и экономическими субъектами. У греков свобода начинает пониматься как высшая ценность.
Отличительная особенность государственного устройства Греции состояла в том, что, несмотря на торговые и культурные контакты, полисы обладали политической и хозяйственной самостоятельностью. Экономической основой города-государства был обмен сельскохозяйственной продукцией, горожане были земельными собственниками. Также интенсивно развивались судоходство и ремесло. Основные культурные сооружения полиса располагались вокруг агоры – главной площади города.
Древней Греции были знакомы такие формы правления, как власть царей, тирания и главенство аристократии. Античная демократия стала первой попыткой осуществления идеала равного участия людей в управлении государством. Она была ограниченной, поскольку гражданство было привилегией достаточно широких, но не всех общественных слоев. Демократия не препятствовала становлению института рабства, колонизации, но смягчала рабовладение.
Греки находились в убеждении, что человек является существом политическим. Жизнь грека имела смысл в связи со служением полису. Несмотря на значимость личного начала, основной ценностью оставалась «община». Полис регулировал жизнь граждан и в то же время контролировался ими. Полисное сознание определило и нравственные идеалы, находясь на подъеме, греки ценили больше всего такие качества, как честь, долг, слава.
Природа наделила греческий народ пытливым умом. Они были мастерами ясной конструкции, точной формулировки, убедительного довода, изобретателями искусства речи, гениями диалектики и риторики. Интеллектуальную сферу они отделили от религии и от повседневной жизни. Их интересовало знание, независимо от практической применимости.
Грекам было присуще стремление самую отвлеченную идею выразить в зримом образе. Духовная культура носила телесный, пластичный характер, сосредоточившись на выявлении формы бытия вещей. Этим объясняется возникновение натурфилософии и расцвет древнегреческой стереометрии и пластики. Греков восхищало гармоничное, здоровое человеческое тело, но этот культ органично сочетался с духовным совершенством личности-гражданина.
Культ гармонии пронизал греческое мировосприятие. Греки считали Вселенную целесообразным целым, упорядоченной системой, отрицающей хаос. В их представлении человек вписывался в картину космоса. Такое отношение дало древнегреческой культуре точку опоры: на познание и приумножение гармонии направлялась творческая энергия. Не случайно ведущими категориями эстетики греков становятся мера, красота, гармония.
Категория меры имела важное значение в этике. Согласно сформулированному Аристотелем правилу «золотой середины», девиантным было любое поведение, нарушающее меру. Философ осуждал одинаково трусость и безрассудство, мотовство и скупость, робость и беззастенчивость.