Джон Фицджеральд Кеннеди (1917 – 1963) — это государственный, политический и общественный деятель, 35-й президент Соединенных Штатов Америки.
Кадровая политика Дж. Кеннеди
8 ноября 1960 года президентом США был избран Джон Кеннеди.
20 января следующего года он принял присягу, став 35-м президентом США. Свою инаугурационную речь Джон Кеннеди завершил обращением:
«Думайте не о том, что может страна дать вам, а о том, что вы можете дать стране».
Вместе с новым президентом в правительство вошли новые лица, имеющие связи в финансово-монополистических кругах, или люди, уже достаточно преуспевшие в политической деятельности.
В администрацию президента Кеннеди вошли:
- вице-президент Л. Джонсон;
- государственный секретарь Д. Раск (специалист в сфере политических наук, служил в госдепартаменте, Пентагоне, в 1952 году возглавил «Фонд Рокфеллера»);
- министр обороны Р. Макнамара (бизнесмен, президент концерна Форда);
- министр финансов Д. Диллон (работал в администрации Эйзенхауэра);
- министр юстиции Р. Кеннеди (руководивший избирательной кампанией брат Кеннеди).
Из 200 человек, первыми назначенных Кеннеди на высшие посты в государстве, почти половину составляли выходцы из госаппарата, 18 % — университетские профессора, 6 % — бизнесмены, что контрастировало с составом администрации президента Эйзенхауэра, в которой лишь 6 % были профессорами университетов, а бизнесменами являлись 42 %.
В Белом доме постоянно устраивались камерные концерты знаменитых музыкантов.
Все государственное жалованье Кеннеди жертвовал на нужды благотворительности.
Экономическая политика
Согласно данным Всемирного банка, ВВП США в 1960-1964 годах вырос с 543 млрд долларов до 685 млрд долларов, средний прирост ВВП составил 6 % в год, средняя инфляция составила 1 % в год.
Начало президентского срока Кеннеди совпало по времени с фазой циклического подъёма в экономической сфере. Но к весне 1962 года ситуация в экономике осложнилась: замедлились темпы роста, уровень безработицы, начавшей было сокращаться, замер на отметке 5,5 %, уменьшились объёмы капиталовложений. К этому в мае добавилось падениекурса акций на бирже. Одной из главных задач администрации нового президента было прекращение экономического спада, однако Кеннеди потерял доверие деловых кругов, в 1962 году добиваясь снижения цены на сталь, которые правительство нашло чрезмерными. Администрация вошла в конфронтацию со сталелитейными компаниями, которые, несмотря на настойчивые настояния администрации, заставившей профсоюз сталелитейщиков перед этим ограничить требования о повышении зарплаты рамками «ориентиров», пошли на резкое демонстративное повышение цен на сталь. Лишь пустив в ход все возможные рычаги давления, Белый дом добился отмены решения ценой порчи отношений с монополиями.
Правительство осуществило эту цель, но лишилось поддержки промышленников. В январе 1963 года Кеннеди направил в Конгресс программу сокращения налогов с прибылей корпораций (до 47 %) и снижения ставки подоходного налога с граждан (с 20—91 до 14—65 %) на сумму почти 10 млрд долларов при отказе от налоговой реформы. Когда Кеннеди попытался через Конгресс провести закон о снижении налогов для стимуляции накопления и тем самым оживить экономику, оппозиция лишила его надежды на принятие закона, формирующего бюджетный дефицит. В то же время он обещал сократить государственные расходы на социальные нужды и сбалансировать бюджет.
Социальная политика
Президентство Кеннеди, несмотря на отдельные успехи, нельзя в целом назвать удачным в плане социального законодательства. Он не получил ассигнований на развитие медицинской помощи престарелым и образования, а минимальная заработная плата лишь незначительно поднялась. Продление срока выплат пособий по безработице в 1961—1962 годах оставило более 3 млн безработных за бортом; повышение минимума часовой заработной платы (до 1,15 долларов в 1961 году и 1,25 долларов в 1963 году) затронуло лишь 3,6 млн низкооплачиваемых рабочих из 26,6 млн.
Меры, принимавшиеся правительством по борьбе с безработицей, и формирование условий для повышения качества подготовки и профессионального обучения квалифицированных кадров:
- закон 1961 года о поддержке депрессивных районов;
- закон 1962 года о повторном обучении уволенных рабочих;
- закон 1963 года о профессиональном образовании;
- закон 1964 года об экономических возможностях;
- денежные ассигнования на общественные работы.
Все эти меры не привели к значительным сдвигам в области занятости. Силилось движение за сокращение рабочей недели (35 часов).
В 1964 году в общенациональном масштабе начала действовать программа продовольственной помощи нуждающимся, от государства продовольственные талоны получили 367 тысяч человек.
Кеннеди ратовал за уравнивание чернокожих в правах, используя модель А. Линкольна, поддерживал деятельность Мартина Лютера Кинга и в 1963 году встречался с ним в Вашингтоне. Президент 19 июня 1963 года внес в Конгресс проект закона о гражданских правах, запретивший сегрегацию в общественных местах.
Одним из решений Кеннеди было прекращение выпуска серебряных монет и сертификатов в связи с постоянным подорожанием серебра. По его инициативе в 1963 году Конгресс издал Публичный закон 88-36, разрешивший Федеральному резерву выпускать банкноты достоинством 1 и 2 доллара и запретивший Казначейству выпускать серебряные сертификаты. Казначейство должно было всё-таки выпускать сертификаты в течение переходного периода, поэтому в тот же день Кеннеди подписал Исполнительный приказ № 11110, делегировавший Казначейству право выпуска серебряных сертификатов. Конспирологическая версия ошибочно связывает указ с выпуском казначейских билетов США 1963 года. Предполагается, что Кеннеди собирался лишить Федеральную Резервную Систему монополии на эмиссию денег и это решение стало причиной заговора.
По распоряжению Кеннеди был учрежден национальный фонд искусств США.