Низам-и Джедид — серия реформ военной и административной сфер в Османской империи XIX—XX веков.
Предпосылки преобразований
Постепенный государственно-политический и военный упадок Османского государства, обозначился в XVIII в., и завершился в началу XIX в. всесторонним кризисом империи. Проявления кризиса:
- территориальный распад империи;
- неспособность противостоять военному и внешнеполитическому давлению европейских держав;
- внутренняя военная и административная дезорганизация.
Владения Османского государства сокращались. Вследствие русско-турецких войн были утрачены значительные территории на Кавказе, Балканах и в Трансильвании. В результате франко-турецкой войны конца XVIII в. отделился Египет, только номинально признававший единство империи. Обособились берберские княжества. Самыми чувствительными потерями стали:
- провозглашение независимости Греции (1829 г.),
- признание автономии Сербии (1830 г.),
- установление протектората Франции над Алжиром (1829 г.).
На протяжении второй половины XVIII – начала XIX в. Османская империя постоянно воевала с средиземноморскими государствами, Россией, Ираном, Австрией, Египтом, и неизменно терпела поражения. Турецкая армия в условиях новой военной техники оказалась небоеспособной. Военно-ленная система не позволяла формировать многочисленную и по-новому организованную армию. Препятствием к военному усилению была административная децентрализация, которая опиралась на привилегии местных правителей, влиявших на политику правительства.
Еще одним фактором модернизации Османского государства стало давление европейских государств в интересах продвижения коммерции на Восток, в перспективе – подчинения империи.
Модернизация в Османском государстве наталкивалась на правовое неравенство мусульман и иноверческого населения. Урегулирование отношений с Западом стало невозможным без секуляризации, предполагавшей переосмысление государственной политики в сфере мусульманских догматов.
Реформы султана Селима (1789-1807 гг.)
В 1798 году нападением Бонапарта на Египет Селим III был вовлечён в войну. Лишь в 1802 году, он смог посвятить себя делу обновления государства. Он ввел полезные преобразования в административном аппарате, упразднил военное управление ленных владений, способствовал распространению образования, но прежде всего было необходимо освободиться от влияния янычар, которые возводили на престол султанов, но на войне оказывались малополезными.
Селим при помощи французского генерала Себастиани создал Низам-и Джедид, то есть организованное войско, что должно было привести к новым реформам, но общество не поддержало султана. Среди янычар подобные мероприятия вызвали раздражение. Положение султана усугублялось настроениями населения недовольного новыми налогами, введёнными Селимом для финансового обеспечения преобразований.
Для усиления правительства Селим провел внутренние реформы. У всех учреждений он запросил предложения. Он сформировал казну, наполняемую штрафами и конфискаций имущества у ленников, переставших выполнять военные обязательства; открыл школы и начал направлять турок в Европу для обучения. До реформ образование в империи не было урегулировано, и создание медицинских колледжей, академий военно-морской и военной техники, дало толчок созданию подобных учреждений.
Реформы султана Махмуда II (1833—1839)
Махмуд II вошёл в историю как реформатор, сравнимый с Петром Великим, но полноценно заняться реформированием султан смог только избавившись от внутренней оппозиции и международных проблем.
Была проведена финансовая реформы, созданы министерства по западному типу и новая административная структура, в которой генерал-губернаторы были лишены права содержать войско, что пресекало окраинный сепаратизм. С упразднением сипахийской системы военных ленов окончательно оформился тип землевладельца, выступавшего в качестве собственника земли, но формально земля оставалась частью есть государственных угодий. Хотя эти реформы способствовали упорядочению форм земельной собственности, государственного управления, и усиливали личную власть монарха, но они не способствовали прогрессу общества.
Махмуд II пытался распространить в империи светское образование: была создана сеть общеобразовательных и технических школ, военных училищ. В стране прививалось книгопечатание, создавались литература и журналистика. Во внутреннем управлении султан стремился ввести администрацию из выпускников светских школ и училищ, уничтожить взяточничество, сделать подчинение центральной власти действительным. Реформаторская деятельность Махмуда II отразилась на гражданских и уголовных законах империи. Были ослаблены ограничения на ввоз алкогольных напитков.
Однако такая деятельность вызвала недовольство сначала духовенства, а затем и чиновничества, и не смогла найти поддержки в народе. На каждом шагу встречалось глухое или открытое противодействие; приходилось вести борьбу с предрассудками, с нравами, с обычаями, и даже с национальным костюмом (в связи с ведением одежды западного стиля для государственных служащих).
Даже создание новой армия европейского типа оказалось бесполезным для борьбы с Мухаммедом Али, когда в ходе второй турецко-египетской войны сын Мухаммеда Али Ибрагим-паша выиграл битву при Незибе. Спустя неделю Махмуд II умер, оставив наследником Абдул-Меджида I. Окончательного поражения турки смогли избежать только благодаря помощи европейских держав. Еще в 1838 году Махмудом II с Англией и Францией были заключены торговые конвенции, предоставлявшие их поданным привилегии в экономической деятельности на территории Османской империи и превращавшие последнюю в рынок сбыта европейской продукции. Абдул-Меджид I во внутренней политике продолжил курс отца, опубликовав Гюльханейский хатт-и-шериф, с которого ведётся начало отсчёта периода Танзимата.
Преобразования Селима III и Махмуда II заложили фундамент для широких реформ, которые были проведены в течение последующих нескольких десятилетий.