Новое царство (1550—1069 годы до н. э.) — это период наивысшего расцвета древнеегипетской государственности, которая известна большим количеством памятников, лежащих в основе наследия цивилизации.
Период Нового царства, начавшийся с изгнания гиксосов, завоевавших Египет в конце Среднего царства, длился около 500 лет, с XVI по XII века до н.э.
Трудовое население Египта во времена Нового царства
В своей основе общественные отношения Нового царства в Египте мало изменились в сравнении со Средним царством. По-прежнему в Египте отсутствовали сельские общины, и все трудовое население страны подвергалось государственной эксплуатации. Сохранялась система государственного распределения работников по трудовым разрядам («люди семдет» — понятие, равнозначное понятию времен Среднего царства «царские люди» и прежде всего обозначающее наименее квалифицированную часть рабочей силы, однако также и «мастеров» — квалифицированных ремесленников, обладающих большей самостоятельностью).
Пережившее в эпоху Среднего царства и в I Переходный период этап децентрализации государственное хозяйство Египта вновь стало единым. Обширные угодья, конечно в его составе могли также выделяться в бессрочное пользование храмам или вельможам, но все же контроль центральной администрации за условными владениями, особенно после амарнского периода, серьезно упрочился. Земледельцы в принадлежавших государству угодьях или на участках земли, розданных им в условное владение, вели собственное хозяйство, при этом уплачивая часть урожая в виде ренты.
Распространение рабовладения в Египте Нового царства
Принципиально новым явлением в Новом Царстве стал приток чужеземной рабочей силы в масштабе большем, чем когда бы то ни было ранее. Чужеземцы были либо добычей отдельных воинов, либо ведущей войну армии. Это происходило при захвате крупных городов и взятии сосредоточенных там войск и мирного населения. В подобных случаях уведенные в Египет пленные относились к составу «людей семдет», в рамках этого слоя составляя особую группу чужеземцев. Пленные также могли быть пожалованы воинам царем в качестве награды за храбрость на поле боя. В этих случаях пленные становились рабами, которые трудились в качестве домашней прислуги или в хозяйствах воинов. Несомненно, возможность подобного приобретения в собственность рабов побуждала рядовых египтян к участию в военных кампаниях. По мнению исследователей, Новое царство стало временем широкого распространения рабовладения в Египте; хотя взимаемая с занятых земледельческим трудом «людей семдет» рента была все же важнейшей формой эксплуатации.
Слой служилых людей в Египте Нового царства
Значение для египетского общества Нового царства незнатных служилых людей, зависимых от царя (включая представителей слоя немху), число которых росло со времен Аменхотепа III, увеличивалось. Кроме того, в отличие от предыдущих эпох, многочисленным и влиятельным слоем общества становится армия. До 10 % юношей отбиралось в армию на смотрах при распределении достигших зрелости работников по профессиям. Разумеется, первостепенное значение при этом придавалось их физическим данным. Нет данных полагать, что египетские юноши стремились этой участи избежать, так как профессия воина обещала материальные выгоды от добычи, и жизнь, полную приключений, за пределами устоявшейся структуры египетского мирка.
Немху – это в период Нового царства свободный, незнатный простолюдин, служилый человек.
Показательным является факт, что в поучениях, адресуемых в эпоху Нового царства получающим квалификацию писцов юношам появляется новый мотив. Они описывают не только непривлекательность занятий «людей семдет», но и мнимую привлекательность воинской жизни, в которой подчеркивались лишения, связанные с казарменным бытом и военной подготовкой. Из-за появления этого мотива создается впечатление, что в эпоху Нового царства будущие писцы стремились оставить профессию, казавшуюся им на этапе обучения скучной, и «сбежать на войну». В египетской армии со времен XIX династии, кроме уроженцев страны, все большую роль играли иноземные наемники, часто жившие особыми поселениями на землях предоставленных для этого царем.
Источники и историография по истории общественных отношений Нового царства
Огромный комплекс источников, которые отражают деятельность и повседневную жизнь населения Древнего Египта эпохи Нового царства, составляют документы (папирусы и остраконы) из поселения ремесленников фиванского некрополя.
Остраконы - это записи на глиняных черепках и осколках камней.
Главным энтузиастом изучения этого вида документов был чешский исследователь Я. Черни, который с середины XX века работал в западных странах и Египте. Во время изучения материалов Дейр эль-Медины необходимо учитывать, что в них отражена жизнь «рабочей аристократии» – высокооплачиваемых и хорошо образованных ремесленников, занятых в оформлении гробниц и изготовлении их инвентаря.
Среди отечественных египтологов систему социальной терминологии Египта Нового царства изучал на дейр-эль-мединском материале Е. С. Богословский. Он, среди прочего, исчерпывающе охарактеризовал термины «семдет» и «мастера». Еще один отечественный египтолог, И. А. Стучевский, занимаясь изучением папируса Вильбур пришел к выводу, что эксплуатация государством работников была основана на принципах ренты.
Папирус Вильбур – это опубликованный британским исследователем А.-Х. Гардинером документ, близкий к земельному кадастру и дающий представления о принципах эксплуатации работников в государственном хозяйстве.
Особенности хозяйства крупного храма эпохи Нового царства отразились в указе царя Сети I, подробно описавшем льготы, которые предоставлялись владениям храма Осириса в Абидосе. Школьные поучения периода Нового царства также сохранились на множестве папирусов, в настоящее время хранящихся в основном в Британском музее.