Османская империя – это многонациональное государство, существовавшее с 1299 по 1922 год под управлением османских султанов.
Система землепользования в Османской империи
В Раннее Новое время Османская империя оставалась непрочным военно-административным объединением. Народы, входившие в ее состав, находились на разных ступенях политического, экономического и культурного развития. На своих исконных землях они вели обособленную жизнь, имея собственные культурные традиции и экономические интересы. Им была ненавистна турецкая власть, но внутренняя раздробленность затрудняла ведение совместной борьбы. Феодальная верхушка некоторых покоренных народов приспособилась к турецкому режиму, приняв в ряде случаев ислам и приобретя доверие султана и сохранив право на эксплуатацию крестьян и часть привилегий.
Общественный строй империи характеризовался сочетанием разнообразных социально-экономических укладов, в том числе родоплеменного и рабовладельческого. Однако феодальный способ производства оставался господствующим. Черты феодального способа производства:
- преобладание натурального хозяйства;
- исключительная экономическая раздробленность;
- политическая раздробленность.
Каждая провинция империи жила обособленной жизнью, имея отличия как в номенклатуре повинностей и налогов, так и в системе закрепощения крестьян. Наместники-паши, стоявшие во главе провинций, стремились стать полунезависимыми правителями, подражая порядкам султанского двора. Увеличение независимости пашей приводил к уменьшению султанской власти.
Официально было три вида земель:
- государственные;
- мульк;
- вакуф.
Вакуф – это земли религиозных учреждений.
Мульк – это частные земли.
Однако формально султан был верховным собственником всей земли в империи. Частично государственные земли находились в личном владении членов султанского дома; другая часть земель жаловались воинам-сипахам или сановникам в ленное владение на время несения службы.
Большая часть государственных земель в Малой Азии отдавалась в фактически наследственное владение феодалам, которые за это были обязаны отбывать воинскую повинность и содержать воинские отряды на доходы с ленных владений. Такая система называлась «тимарной». Наделы прежде всего различались по размерам доходов. Непосредственно тимарами считались владения, которые приносили от 3 до 20 тысяч акче в год. Получившие их сипахи назывались тимариотами. Крупные земельные пожалования, которые приносили держателям доход от 20 до 100 тысяч акче назывались «зеаметы».
Тимарная система обеспечивала воспроизводство сипахов – наиболее многочисленного слоя феодального класса. Они несли военную службу в конном ополчении, а также отвечали за порядок на местах и надзор за крестьянами. Тимариоты собирали с подвластных им крестьян налог в свою пользу.
Частные земли принадлежали средним и крупным феодалам-помещикам, которые сдавали их в пользование крестьянам. Мульки появились в начале завоеваний в Юго-Восточной Европе и в период присоединения анатолийских бейликов. Они принадлежали влиятельным феодальным родам в Малой Азии и на Балканах.
Церковные земли с поселениями крестьян принадлежали религиозным учреждениям или находились под их непосредственным контролем. Вакуфы формировались из пожалованных султаном земель, а также из частных земель, завещанных мечетям, медресе, университетам и мавзолеям святых. Эти религиозные учреждения номинально считались собственниками земель. Фактически доходами распоряжалась верхушка священнослужителей.
Положение крестьян в Османской империи
Крестьяне формировали основную долю населения империи. Они находились в закрепощенном состоянии и испытывали двойной гнет: собственных феодалов и турецких.
Крестьяне платили казну земельный налог в пользу феодалов или в государственную казну. Также крестьяне выплачивали налоги на зимние и летние пастбища, на скот, на различные промыслы. Особыми налогами облагались церемонии. Тяжелым было положение не исповедующих ислама крестьян. Помимо обычных повинностей они выплачивали джизью.
Джизья – это подушная подать для немусульманского населения.
Не мусульмане не имели права быть на государственной службе, искать судебной защиты. Одежда была должна отличаться от мусульманской одежды, им запрещалось ношение оружия.
Крестьяне прикреплялись к земле и были обязаны ее обрабатывать, однако без наделов не могли стать предметом купли-продажи. Крестьянин без разрешения феодала не мог от него уйти.
Кроме того, на крестьян возлагались различные повинности в пользу государства или феодала. Постройка дорог, крепостей, дворцов, мостов, мечетей, поставка вьючных животных и продовольствия для султанских войск, курьеров или почты - это все ложилось тяжелым бременем на плечи турецкого крестьянина.
Прочной опорой турецкого общественного строя служила крестьянская община и старинный общинный быт. Круговая порука облегчала задачу откупщикам-сборщикам налогов. Бесправие крестьян являлось для феодалом средством внеэкономического принуждения.
Экономическое развитие Османской империи
Факторы, которые препятствовали быстрому развитию товарного хозяйства:
- Натурально-патриархальный характер крестьянских хозяйств;
- соединение земледелия с промышленностью;
- низкий уровень разделения труда;
- взаимная изолированность общин;
- большая продуктовая рента, которая поглощала прибавочный продукт; примитивная техника.
Османские города были типичны для восточного общества того времени. Они были экономическими и административными центрами своего района. На базаре была сосредоточена местная торговля, там же находились ремесленники, которые объединялись в цехи. Цехи регламентировали приемы труда, распределение заказов, размер производства. Производство строилось на ручном труде с применением простейших орудий. Ремесленники преимущественно работали на заказчиков-феодалов. С ростом торговли они начали сбывать продукцию скупщикам.
Постепенно торговый капитал подчинял ремесленное производство. Однако цеховая регламентация препятствовала росту промышленного производства.
В Османской империи размеры внутренней торговли были относительно невелики.
Поскольку преобладало натуральное хозяйство, в стране еще не сформировался внутренний рынок.