Появление термина
Термин «Новое время» зародился в эпоху Возрождения. Именно тогда в историко-философской идее было предложено разделить весь исторических путь человечества на три эпохи: древний мир, средние века и новое время. Гуманисты выделили особенную «новизну» новой ступени развития – расцвет светской культуры и науки в период Ренессанса.
Возрождение – ступень в развитии европейской культуры. Она пришла на смену Средним векам, после неё появилось Просвещение. Охватывает $XV-XVI$ века. Отличается светским характером культуры, появлением гуманизма и интереса к человеку и его жизни (антропоцентризмом). Само название возникло из-за усиления внимания к античной культуре.
Если на предыдущих ступенях человеческой истории за основной критерий оценки использовали социально-экономический фактор, то к новому времени применили духовно-культурные характеристики.
Понятие «новая история» был принят историками и утвердился в научной литературе.
Новое время – это эпоха в истории, занимающая период между Средними веками и Новейшей историей. Она продолжалась три столетия – с XVI по XIX века. Началом новой истории послужили Великие географические открытия, окончанием – Первая мировая война.
Периодизация новой истории
Новое время разделяют на два периода:
- начинается с открытия Америки Колумбом (1492 год) и завершается окончанием наполеоновских войн (1815 год);
- начинается с открытия Венского конгресса (1815 год) и завершается началом Первой мировой войны (1914год).
Основные характеристики нового времени
Новая история является противоречивым периодом развития человечества. Наряду с утверждением гуманистического взгляда на жизнь, становлением высокого Возрождения и проведением Реформацией проявлялось такое иррациональное явление как «охота на ведьм».
В новое время произошли большие перемены во всех сферах жизни общества: начавшись в культуре, они изменили экономическую и политическую стороны. Хотя период был белее коротким, чем предыдущие эпохи античности и средневековья, он имел большое значение для европейской истории. Обнаружение новых земель, открытия Коперника и Галилея опровергли устоявшиеся представления о Земле, как о центре мира. Человек оказался перед безграничным и многообразным миром с непостижимыми горизонтами, которые ещё предстояло познать.
Учёные по-иному расставляют акценты в научном изучении мира, заложив основы современных знаний. Они применяют эксперимент, как один из наиболее точных критериев истины, формируют новую систему доказательств. Итогом деятельности гуманистов становится университетская и академическая система образования. Бекон и Декарт закладывают основы новой философии.
Деятели культуры выдвигают на первое место человека с его потребностями, с его неоднозначным «Я». Реформация отвергает власть папства над умами людей, приводит к появлению протестантских учений.
В политической сфере становится актуальным формирование национальных централизованных государств, изменение характера верховной власти. Если в первый период нового времени развиваются абсолютистские государства, то во втором периоде закладываются основы парламентской демократии. В мировом сообществе складывается сначала общеевропейская ассоциация, а затем формируется общемировая система международных отношений.
В социально-экономической сфере назревший промышленный переворот привёл к переходу к капиталистическим отношениям. Результатом их развития стало индустриальное общество.
Новая история – это время возникновения новой цивилизации европоцентристского мира, когда происходит распространение новой европейской системы отношений на все районы мира.