Античная цивилизация – это термин, обозначающий древнюю греческую цивилизацию в ее многообразных исторических формах.
Рождение цивилизации
Античная цивилизация является дочерней цивилизациям Передней Азии и вторичной к Микенской цивилизации. Ее рождение следует рассматривать как социальную мутацию, происшедшую при стечении комплекса обстоятельств.
К ним следует отнести близость материнских Древнеегипетской и Месопотамской цивилизаций, зоны влияния которых должны были пересечься. Их развитие оказало воздействие на соседние народы, населявшие Ближний Восток, Восточное Средиземноморье, Анатолию. Месопотамия и Египет обрастали периферией, развивавшейся под их влиянием и контролем: Ливия, Ханаан, Куш, Анатолия, Мидия, Финикия, Урарту, Персида. Сближение зон цивилизаций привело к их объединению, ставшему реальным с переходом к железному веку. Попытки Ассирии, Урарту, Вавилонии, Мидии создать «мировые» державы были способом придать определенную форму этому процессу. Его завершила Персидская держава Ахеменидов. Центром ближневосточной цивилизации стала Вавилония, а Египет сохранил обособленное положение.
Цивилизации дальней периферии – Бактрия, Крит, Согдиана, Эллада были под ослабленным влиянием материнской культуры и сумели создать собственные системы ценностей.
В западной зоне влияние месопотамской культуры пересеклось с египетским. Два фактора деформировали воздействие ближневосточной культуры – ландшафтная зона в Анатолии и на Балканском полуострове и давление индоевропейских этносов. В бронзовом веке там сформировались отличные от Месопотамии природно-хозяйственные комплексы. Большое влияние оказала близость моря, отразившаяся на культуре Крита и островов Эгейского моря. Но приобщение средиземноморцев и индоевропейцев к достижениям месопотамской культуры развивалось. Потому культуры Минойской и Микенской цивилизаций выглядят настолько своеобразными по отношению к материнским цивилизациям. Их общественная организация строилась на схожих принципах.
Еще одно качественное изменение внес фактор перехода к железному веку. Изменения в традиционных центрах цивилизационного поля оказались невелики, но периферия была в ином положении. Слабость популяционного поля во многих местах привела к полному уничтожению в ходе перестройки, что выразилось в ликвидации городских центров. Одновременно начались передвижения народов буферной между первобытным миром и цивилизацией зоны – арамеев, пеласгов, дорийцев, народов моря, италиков, тирренов буферная. Так в Восточном Средиземноморье проявился исторический феномен, именуемый темными веками.
Исчезновение микенских и минойских дворцов не могло стереть полностью социальную память. Демографический рост, связанный с дорийским переселением и освоением железа, усилил ориентацию, заложив основу для формирования нового типа цивилизационных ячеек. Характер организации и небольшие размеры были обусловлены ландшафтом, представленным небольшими плоскогорными или равнинными территориями, разделенными хребтами или морем.
Вместо микенских дворцов на первый план выдвинулись общинные организации. Высокая плотность населения и малоземелье сделали борьбу за землю организующим началом развития общества. Территориальная близость противников и ориентация на одинаковые ландшафтные зоны не приводили к складыванию иерархии общин. Взамен возникали простые формы общественной организации: полное покорение общин (Лаконика), объединение равных общин в союз (Беотия), слияние общин в единый коллектив (синойкизм в Аттике). Новая организация либо консервировала первобытный принцип противопоставления своих чужим (Лаконика), либо переносила его на более масштабные объединения представителей других племен. Поэтому в VIII-VI веках до н.э. государственные образования эллинов формировались в зависимости от природной среды и сохраняли связь с первобытной общинностью. Именно поэтому характерной чертой античной цивилизации, определявшим ориентацию общественной культуры, стал полис – автономная гражданская городская община.
Полис – это особый тип общины граждан-земледельцев, состоящий как из крестьян-земледельцев, так и городских жителей.
Становление античной цивилизации
Формирование полисов происходило параллельно с ростом их популяции в Средиземноморье и Причерноморье. Превращение родовых и сельских общин в гражданские коллективы было длительным процессом, длившимся в VIII-VI вв. до н.э. Первоначально на роль объединителей родовых сообществ притязали архаические цари. Но их претензии не подкреплялись ни ролью организаторов ремесла, ни значением религиозного символа. С началом железного века выросла роль родовой аристократии. Объединения общин вокруг дворцовых центров сменились родовыми коллективами, в которых аристократия играла роль хранителей традиций и была объединяющим началом. Родовая собственность стала экономическим рычагом, а труд соплеменников – экономической опорой, позволявшей совершенствоваться в военном деле и образовании.
Претензии басилеев на роль правителей полисов оказались несостоятельными: они повсеместно проиграли в борьбе с аристократией. К VIII веку до н.э. власть басилеев была ликвидирована во всех полисах, а взамен установилось коллективное аристократическое правление. В небольших греческих полисах в начале развития почти не было свободных людей, не подчиненных родовым владыкам. Существование в обстановке постоянной угрозы со стороны внешнего мира сформировало равенство прав родов. Так началась та социальная мутация, которая привела к установлению в полисах особого строя.
Следующие века наполнены борьбой аристократических кланов, связанной с демографическим ростом, концентрацией земельной собственности и экономическим развитием. Эта борьба и малоземелье стали причиной выселений жителей полисов в колонии. На новых территориях эллины оказывались в окружении далеких по культуре людей и поневоле придерживались принципов общинного порядка. Великая греческая колонизация расширяла полисную цивилизацию, центр которой располагался на Ионийском и Эолийском побережье Малой Азии и сопредельных островах.
Культура эллинских метрополий, была периферийной по отношению к цивилизациям Египта и Месопотамии. Но в новых полисах их влияние было ослаблено. Туда выселялось активное население, не приспособившееся к условиям жизни на родине. Отсюда происходит расцвет науки, философии, политических идей и законотворчества именно в Великой Греции. В то же время это способствовало приспособлению эллинов к развитию ремесла, мореплавания, торговли. Новые греческие города были портами, и это сделало мореплавание и торговлю институтами, поддерживавшими популяционное поле. Этим полисные цивилизации отличались от «сухопутных» цивилизаций, где для поддержания популяции служили идеология и политические институты.
Колонии стимулировали развитие метрополий. Разнообразие условий заселенных греками регионов вело к специализации, развитию торговли и денежных отношений. Среди демоса появляются обеспеченные люди, которые тяготились обязанностью содержать аристократию. Знатность и богатство утрачивают свою связь. Количественный рост людей создал предпосылку для переворота, низвергнувшего власть аристократии. Но победить ее получилось лишь тогда, когда демос перенял у аристократии ее роль в военном деле, когда аристократическую конницу сменила фаланга тяжеловооруженных гоплитов.
Расцвет полисной цивилизации
К концу VI века до н.э. окончательно созрела античная культура и греческие полисы из общинных родовых объединений превращаются в государства. Античная цивилизация к этому времени приблизилась к естественным рубежам распространения.
Объединенный персами мир Ближнего Востока рассматривал восточно-средиземноморскую периферию как продолжение. Самую активную роль в колонизации играли малоазиатские греки, чьи полисы оказались под властью Персии. Однако осознавший свою особость греческий мир персов считал варварами и не хотел мириться с их господством. В ходе греко-персидских войн эллины отстояли право на уникальность и самостоятельность.
Однако противостояние греков и персов продолжилось до Восточного похода Александра Македонского.
Борьба греков с персидской экспансией вылилась в создание Делосского морского союза. Защита интересов цивилизации стала объективной задачей социальных организмов в ее составе. Поэтому объединения полисов были способом их приспособления к внешней среде. Обособились несколько популяций полисов с частными интересами и спецификой развития:
- Сиракузская держава в Великой Греции на Западе;
- Боспорское царство в Причерноморье;
- Афинский морской союз в Эгеиде;
- Балканское побережье;
- Киренаика.
Это обособление способствовало углублению специализации регионов и активному развитию торговли, мореплавания и денежного обращения. Это привело к повышению плотности популяционного поля, означающему активизацию межполисных отношений (политических, военных, экономических, культурных). Следует подчеркнуть, что у полисной цивилизации плотность популяционного поля была равномерна в центре и на периферии.
Греческие полисы разделяются исследователями на развивавшиеся по прогрессивной (Афины) и консервативной (Спарта) моделям. Конфликты между ними замирают лишь после подчинения греческого мира Македонией.
Изменения в архаических формах общежития и внутриполисные конфликты выступали формой адаптации полиса к историческим условиям. Чем активнее полис участвовал в общеэллинской жизни, тем заметнее он изменялся. Только отсталые периферийные полисы сохраняли верность архаическим традиционным устоям жизни.
Кризис полисного строя
Кризис полиса – это совокупность глубоких внутренних противоречий греческих полисов-государств в IV веке до н.э.
Упадок полисной системы оценивается через призму неспособности полисного мира создать политическое объединение. Борьба за гегемонию имела целью объединение полисов. Эту цель осознали и пропагандировали сами греки (Исократ и Ксенофонт). В роли объединителей эти мыслители видели лидеров периферийных государств – Гиерона, Агесилая, Александра Ферского, Филиппа.
Периферия цивилизации более способна к созданию нового, чем центр с высокой плотностью популяционных признаков. В эллинской цивилизации однородность социального поля не позволила выдвинуться лидеру из самой полисной среды. Эта однородность одновременно создавала на периферии плотную зону культурного влияния. Поэтому возвышение Македонии не было процессом исключительно саморазвития.
Восточный поход преодолел пределы функционального разрешения проблемы расширения цивилизации. В сферу греко-македонской экспансии попали регионы, культурно чуждые античной цивилизации. Держава Александра Македонского заведомо была нежизнеспособна.