Путь к славе
Немецкий композитор, пианист и дирижер Людвиг Ван Бетховен родился 16 декабря 1770 г. в Бонне.
На следующий день после рождения родители его окрестили. Отец и дед мальчика были певцами в придворной капелле.
Детство Людвига можно назвать тяжелым, потому что отец злоупотреблял алкоголем и все деньги тратил на его приобретение. К своей жене и к сыну Бетховен старший относился жестоко, часто избивая домочадцев. Денег в семье не хватало. Комната маленького Людвига располагалась на чердаке, где стояла одна железная кровать.
Рисунок 1. Людвиг Ван Бетховен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С раннего детства Людвиг проявлял творческие наклонности, и отец это хорошо видел, а потому решил сделать из сына музыканта, лучше прославленного в то время Моцарта.
Ребенку приходилось часами сидеть за фортепиано и упражняться на скрипке. Чтобы лучше понять, какой инструмент будет для мальчика наиболее подходящим, отец заставлял сына играть на клавесине, скрипке, альте, флейте, органе. Всё свое детство Людвиг провел за музыкальными инструментами, а если ошибался, отец избивал ребенка.
С шестилетнего возраста начинается творческая биография Людвига – он дает концерт в Кельне. Правда, гонорар за этот концерт был очень скромным.
Людвиг был щедро одарен талантом, и мама как могла, помогала своему сыну.
В 1782 г. директор придворной капеллы Кристиан Готлоб начал обучать Людвига музыке, а также знакомить его с литературой, философией, древними языками. Кумирами ребенка становятся Гёте, Шиллер, Шекспир, а музыку Генделя и Баха он мог слушать часами.
Встреча с Моцартом в это время становится самым большим его желанием, и она таки состоялась в 1787 г. в Вене. Моцарт остался в полном восторге от импровизаций Бетховена.
Встреча была недолгой, потому что умерла мама Людвига, и он вынужден был покинуть Вену. Полное отчаяние и безысходность охватывают молодого человека и накрывают его с головой. На его руках остаются два младших брата и отец-алкоголик.
Сложная ситуация заставила Людвига обратиться за помощью к принцу, который не отказывает ему и выделяет 200 талеров.
В Вену Бетховен возвращается для совершенствования своих музыкальных навыков и обращается с этой целью к Гайдну. Однако отношения между ними не сложились, потому что строптивый характер Людвига сильно раздражал Гайдна. Позже Бетховен сходится с Антонио Сальери, который вводит его в круг профессиональных музыкантов и знатных людей.
Аристократическая элита считала его простолюдином, зато он сам высоко ценил дружбу и всегда помогал близким друзьям.
И тут Людвига настигла большая беда – страшная для любого музыканта болезнь - воспаление среднего уха. На протяжении 10 лет Бетховен скрывал свое недомогание, и никто из окружающих не догадывался о надвигающейся глухоте пианиста.
Завещание, которое он написал в 1802 г., адресовано братьям, оно носило название «Хайлигенштадтское завещание».
Творчество Бетховена
В своем творчестве Бетховен использует разнообразные сочетания музыкальных инструментов и разнообразных музыкальных жанров.
Ему принадлежит авторство 9 симфоний, 7 инструментальных концертов, оперы «Фиделио», балета «Творения Прометея», дюжины других произведений.
В XVIII веке в Европе появился новый музыкальный инструмент – фортепиано, изобретенный итальянцем Кристофори, и Бетховен начинает играть на этом инструменте, который издает громкие, яркие звуки. Овладев техникой игры на этом инструменте в совершенстве, он покоряет Вену и оставляет далеко позади современных ему пианистов.
В творческом пути Бетховена выделяют три периода:
- На начальном периоде в его произведениях чувствуется стиль предшественников – Гайдна и Моцарта, только в новом направлении. К этому времени относятся первые две симфонии, 6 струнных квартетов, 2 концерта для фортепиано, первые 12 сонат, среди которых «Патетическая» является самой известной.
- Второй период его творчества связан с надвигающейся глухотой и все свои переживания он переносит в музыку, в которой сильно ощущается экспрессия, борьба и героизм. В этот период творчества он написал 6 симфоний, 3 фортепианных концерта и концерт для фортепиано, струнные квартеты и скрипичный концерт. В этот же период он пишет «Лунную сонату» и «Апассионату», оперу «Фиделио».
- Третий, поздний период творчества связан с появлением новых сложных форм. Бетховен пишет «Торжественную Мессу», 5 струнных квартетов, сонат для фортепиано. Самым известным его сочинением, написанным в возрасте 35 лет, является «Симфония № 5» – этот главный символ классической музыки Бетховен писал, когда уже плохо слышал.
Сам композитор начало «Пятой симфонии» охарактеризовал как «стук Смерти в дверь».
На фоне сильной простуды Бетховен заболел воспалением легких и умер 26 марта 1827 г. В последний путь его провожала похоронная процессия из 20 тыс. людей. В числе тех, кто нес гроб, был великий почитатель творчества Людвига – Франц Шуберт, закончивший свой земной путь через год после Бетховена.
Памятник Людвигу Ван Бетховену открыли в Бонне в августе 1845 г. – это был первый памятник великому композитору.
В доме, где жил композитор, в 1889 г. открылся музей с предметами той эпохи.
Отрывок из «Девятой симфонии» Бетховена – «Ода к радости» является официальным гимном Евросоюза.
Бетховен и его современники
Несмотря на то, что с Бетховеном было сложно общаться, он поддерживал отношения со многими музыкантами и композиторами своего времени.
В истории его отношений есть всё – споры, недопонимание, примирение. Бетховен спорил со своим бывшим учителем Й. Гайдном, с композитором и пианистом И. Хаммелем, К. Вебером, итальянским скрипачом Н. Паганини.
В течение нескольких лет близким другом Бетховена был И. Хаммель, известный своей виртуозной игрой на клавиатуре и великолепной импровизацией. Однако отношения двух музыкантов оказались испорченными из-за нескольких инцидентов.
Разногласия между ними всплыли из-за того, что Бетховен не любил стиль исполнения Хаммеля и возражал против его аранжировок. Несмотря на размолвки Хаммель, узнав о болезни Бетховена, приехал к нему перед самой его кончиной и очень переживал за него.
Встреча Бетховена с итальянским композитором Россини произошла в Вене, когда Бетховену был 51 год, и он был уже слаб здоровьем. Послушав «Севильского цирюльника» он похвалил Россини, но добавил, что тот должен писать только комедийные оперы, ибо итальянцам серьезные оперы не подходят.
В разгар популярности Бетховена в Вене жил Ф. Шуберт, с раннего возраста знакомый с произведениями композитора. Они находились в разных социальных слоях, но Шуберт очень уважал Бетховена. Именно Шуберт возглавлял похоронную процессию Бетховена.