Зороастризм – это древняя религия, имевшая распространение в странах Средней Азии, Персии и ряде стран Ближнего Востока. Религия берет начало в откровении пророка Заратустры, полученном от бога Ахура Мазды. В основе учения лежит свободный нравственный выбор добрых мыслей, добрых слов и добрых деяний.
Особенности персидской культуры
К моменту выхода на мировую арену иранская цивилизация была сравнительно молодой: иранцы начали использовать письмо совсем незадолго до формирования своей державы. С другой стороны, они использовали все возможности взаимодействия с различными неиндоевропейскими культурами, в среде которых иранцы оказались, и перенимали их достижения. Особого размаха этот процесс культурного синтеза достиг в эпоху существования мировой державы Ахеменидов.
Возведение монументальных дворцовых комплексов в Сузах, Пасаргадах и особенно Персеполе (VI–V века до н. э.) является наиболее ярким проявлением ахеменидской имперской культуры. Новые архитектурные и скульптурные стили органично сочетали разнообразные влияния восточных цивилизаций. В ападану Дария I в Персеполе вели многочисленные лестницы с рельефами, изображающими самого царя, придворных, армии и представителей всех тридцати трех народов, живших империи с особенностями их облика и вида подати.
Ападана – это парадный дворцовый зал.
Зарождение и распространение зороастризма
Более важным и при этом вполне оригинальным достижением иранской культуры остается развитие религиозного учения и мировоззрения зороастризма. Основатель Заратуштра жил в Восточном Иране, в областях общности авестийских ариев, в VII веке до н. э., после крушения этого арийского объединения под ударами кочевников. К этому времени иранцы выделяли два класса богов:
- ахуры, защитники и строители природного и человеческого космоса;
- дайвы, сеющие хаос и смерть.
Правда и ложь считались мировыми началами, питательными стихиями, соответственно, добрых и злых божеств. Вероятно, в традиционной иранской религии была и та мысль, что каждая группа богов имеет своего верховного предводителя: ахур возглавлял Ахура-Мазда, дайвов – Анхро-Манью.
Сами иранцы почитали богов обеих групп. Добрых богов, чтобы те даровали добро, злых богов, чтобы те не причинили зла им самим или причинили зло врагам. Против такой практики со своей проповедью выступил Заратуштра. В отличие от многих религиозных реформаторов, он не выводил новых онтологических богооткровенных догм, стремясь не столько поменять картину мира, существовавшую до него, сколько сменить ценностную ориентацию иранцев в рамках этой картины.
Согласно учению Заратуштры, сутью движения Вселенной является противоборство равносильных Ахура-Мазды и Анхро-Манью, то есть доброго и злого мировых начал. Все боль и зло в мире существуют согласно желанию Aнхро-Манью, все жизнь и радости – по воле Ахура-Мазды.
Для людей недостойно почитать, из страха или для сиюминутной выгоды, всеобщих врагов дайвов, стремящихся к хаосу и разрушению. Человек должен занимать свое место в битве Добра и Зла, участвуя в ней добрым словом, добрыми делами и добрыми помыслами – и признавая лишь Ахура-Мазду верховным владыкой, отрекаясь от общения с дайвами; такой человек сможет обеспечить воздаяние себе в загробном мире.
Особенности хозяйственных занятий оседлых авестийских ариев, к которым принадлежал Заратуштра, и разрушительные для них нашествия кочевников сказались на проповеди: занятие земледелием и бережливое отношение к скоту объявлялись добродетелями, а кочевники считались дайвопоклонниками и последователями злого Анхро-Манью.
Зороастризм запретил человеческие жертвы и потребовал от адептов жесткого соблюдения принципа взаимного ненападения. Он был проявлением тенденции к этизации религиозной практики и картины мира, типичной в целом для «осевого времени»
Хотя последователи традиционного культа оказывали учению Заратуштры сопротивление (сам Заратуштра, по преданию, был убит одним из жрецов старой веры), оно быстро и почти бескровно победило в Иране. Большинство иранских сообществ отказалось от культа дайвов, и отныне Ахура-Мазда почитался как единственный повелитель и верховный бог.
К середине VI века до н. э. зороастризм получил распространение в Мидии, а мидийские жрецы – маги стали его основными носителями на западе Ирана. Около 520 года до н. э. Дарий I сделал зороастризм в ранг государственной религии державы Ахеменидов и уже Бехистунская надпись приписывает все его победы воле бога Ахура-Мазды. Однако при этой адаптации этический компонент зороастризма был сокращен: если основной текст Бехистунской надписи говорит, что Ахура-Мазда поддерживал Дария, так как он был носителем правды, а враги – обманщиками, то приписка к памятнику уже объясняет помощь Ахура-Мазды просто тем, что Дарий поддерживал культ Ахура-Мазды, а враги – нет.
Около 485 года до н. э. Ксеркс запретил в одной из областей империи культ дайвов (это была недавно завоеванная страна, вероятно, индоарийская Акауфака), и составил особую, называемую антидэвовской, надпись об этом. В Иране помимо Ахура-Мазды особо почитались Митра, который считался одним из главнейших его слуг, и покровительница плодородия и повелительница рек Ардвисура-Анахита.
«Авеста» - священная книга зороастризма
Авеста – это собрание священных текстов зороастризма.
«Авеста» является священной книгой зороастризма. Дошедший до нашего времени текст «Авесты» окончательно оформился во времена правления династии Сасанидов (III–VII века н. э.), но содержит в себе традицию и многочисленные фрагменты текста более древних эпох. Древнейшая часть «Авесты» – Гаты – восходит к VII веку до н. э. В других частях «Авесты» можно найти реликты исторического эпоса и мифологических представлений ариев-иранцев II–начала I тыс. до н. э. «Авеста» написана особым, очень архаическтм «авестийским» языком (самым древним из письменных иранских языков). Вопрос датировки и интерпретации текста «Авесты» является предметом нескончаемых споров в иранистике.