Конституция Германской империи (1871 год) — это основной закон Германской империи, основанный на конституции Северогерманского союза.
Конституция предусматривала большое влияние прусского короля, являвшегося также германским императором. Ею было предусмотрено наличие бундесрата и рейхстага.
История принятия
Инициатором разработки конституции был первый Имперский канцлер Отто фон Бисмарк.
После победе во франко-прусской войне 1870—1871 годов Пруссия стала основой консолидации северогерманских и южно-германских государств в новое единое общегерманское государство. После триумфа в битве при Седане, когда Наполеон III был пленен, южногерманские государства начали переговоры с Пруссией о вступлении в Северогерманский союз. Северогерманский союз и Бавария 23 ноября 1870 года подписали договор, оговоривший военную автономию в мирное время. Вюртемберг вступил в союз25 ноября. Его армия составила в вооружённых силах Германии отдельный корпус. 10 декабря 1870 года рейхстаг Северогерманского союза переименовал союз в Германскую империю, конституцию Северогерманского союза — в конституцию Германской империи, а президента Северогерманского союза — в германского императора. В связи с этим возникла необходимость в модификации конституции с учетом заключенных с южно-германскими государствами договоров.21 марта 1871 впервые собралось заседание Германского рейхстага, а 16 апреля была принята конституция империи —модифицированная версия упраздненной конституции Северогерманского союза.
Структура Конституции
Конституция состояла из следующих частей:
- Преамбула — провозглашала создание на основе договоренностей немецких государств Германской империи;
- I Отдел был посвящен территории государства и входящим в союз субъектам;
- II Отдел содержал распределение компетенций между Империей и входящими в её состав землями;
- III Отдел — о Союзном совете (Бундесрате);
- IV Отдел — содержал полномочия Президента Империи;
- V Отдел — о Рейхстаге;
- VI Отдел раскрывал вопросы таможенного и торгового регулирования;
- VII Отдел о железных дорогах;
- VIII Отдел о Почте и телеграфе;
- IX Отдел о флоте и мореплавании;
- X Отдел о консульствах и имперских представительствах за рубежом;
- XI Отдел о военном деле;
- XII Отдел о государственных финансах;
- XIII Отдел содержал устав о конфликтах и наказаниях.
Распределение компетенции
Нормы федерального законодательства обладали верховенством по отношению к местным законам субъектов империи. Компетенция при этом разделялась на имперскую и совместную. Федерация обладала правом исключительного регулирования:
- Определений, касающихся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, прав гражданства, паспортов, а также касающихся ремесла и страхования, так как эти предметы не были определены статьей 3-й конституции, за исключением отношений к Баварии; Определений о колонизации и переселении в негерманские земли;
- Таможенного и торгового законодательства;
- Установления необходимых для нужд империи налогов;
- Определения системы мер и весов, монетной системы, а также положения о выпуске бумажных денег;
- Общих определений о банках;
- Патентов на изобретения;
- Охраной авторской собственности;
- Организацией общей защиты торговли за границей, германского мореплавания и морского флага и распределением установленного на счет империи консульского представительства;
- Железных дорог и путей сообщения, водных и сухопутных, установленных в интересах защиты страны и оборота;
- Сплавки и судоходства по водным путям, и состояния этих путей, речных и иных таможен, а также сигнализации судоходства (бакены, огни и прочие дневные сигналы);
- Почты и телеграфы;
- Определений о взаимном исполнении приговоров и об удовлетворении исков;
- Предписаний относительно доказательности подлинных актов;
- Общего законодательства в гражданском праве, уголовном праве и судопроизводстве;
- Армии и военного флота империи;
- Правил медицинской и ветеринарной помощи;
- Определений о прессе и праве общения.
В 1873 году поправка (Lex Miquel-Lasker) отнесла всё гражданское право к имперской компетенции.
Статус императора
Конституция определила форму правления как дуалистическую конституционную монархию. Монарх разделял свою власть с парламентом, его полномочия строго прописывались в конституции. Как президент всего Союза, император в отношениях с другими государствами выступал от имени империи: объявлял войну и заключал мир, вступал в договоры. Однако эти полномочия реализовались при согласии Бундесрата, представлявшего интересы субъектов федерации. Император, как глава исполнительной власти, назначал должностных лиц, включая канцлера. Ему принадлежали право созыва, закрытия и роспуска Союзного совета и рейхстага, а также права «разработки и публикации» законов и надзора за исполнением.
Законодательная власть
Законодательная власть была в руках парламента Германской империи в составе двух палат:
- Рейхстаг (нижняя палата);
- Бундесрат (союзный совет, представительный орган субъектов федерации).
В Рейхстаге было 382 члена. Они избирались на всеобщих и прямых выборах с тайным голосованием. Срок полномочий составлял 3 года. Решение о роспуске раньше установленного законом срока должно было приниматься Бундесратом и быть одобрено Императором. Законы в Рейхстаге принимались простым большинством, при кворуме также простого большинства от общего числа депутатов.
Бундесрат играл роль представительного органа и не считался (вопреки традиции перевода) верхней палатой. В его состав входили представители от всех областей Германии.
В структуре Бундесрата выделялись комитеты:
- морских дел;
- по делам армии и крепостей;
- по делам торговли и обмена;
- таможенных дел и налогов;
- юстиции;
- по делам железных дорог, почт и телеграфов;
- счетный комитет.
Не обладая полноценной законодательной властью, Бундесрат простым большинством принимал решения:
- о вносимых в парламент и изданных законопроектах (утверждал принятые Рейхстагом законы);
- о необходимых для реализации законов административных предписаниях и инструкциях;
- о выявленных в результате реализации законов недостатках.
Исполнительная власть
Во главе исполнительной власти стоял император. Он назначал канцлера и должностных лиц. Однако настоящей властью обладал рейхсканцлер. Он председательствовал в Бундесрате и руководил его деятельностью. Его голос на заседаниях был решающим. Любые императорские указы для вступления в силу требовали его подписи. Так рейхсканцлер играл ключевую роль в законодательной и исполнительной ветвях власти, являясь, по сути, единственным членом правительства.
Права и обязанности гражданина
За гражданами Германской империи закреплялись права на:
- занятие ремёслами;
- постоянное проживание;
- приобретение недвижимости;
- доступ к общественным должностям;
- защиту закона.
На территории империи вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин с 20 до 27 лет.
Недостатки
В Конституции 1871 года не был должным образом закреплен статус исполнительной власти, а только регулировалась роль рейхсканцлера. Кроме того, вообще не упоминалась судебная власть. В Конституции не содержались перечень прав человека и элементы прямой демократии.