Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конституция 1871 года в Германии

Определение 1

Конституция Германской империи (1871 год) — это основной закон Германской империи, основанный на конституции Северогерманского союза.

Конституция предусматривала большое влияние прусского короля, являвшегося также германским императором. Ею было предусмотрено наличие бундесрата и рейхстага.

История принятия

Замечание 1

Инициатором разработки конституции был первый Имперский канцлер Отто фон Бисмарк.

После победе во франко-прусской войне 1870—1871 годов Пруссия стала основой консолидации северогерманских и южно-германских государств в новое единое общегерманское государство. После триумфа в битве при Седане, когда Наполеон III был пленен, южногерманские государства начали переговоры с Пруссией о вступлении в Северогерманский союз. Северогерманский союз и Бавария 23 ноября 1870 года подписали договор, оговоривший военную автономию в мирное время. Вюртемберг вступил в союз25 ноября. Его армия составила в вооружённых силах Германии отдельный корпус. 10 декабря 1870 года рейхстаг Северогерманского союза переименовал союз в Германскую империю, конституцию Северогерманского союза — в конституцию Германской империи, а президента Северогерманского союза — в германского императора. В связи с этим возникла необходимость в модификации конституции с учетом заключенных с южно-германскими государствами договоров.21 марта 1871 впервые собралось заседание Германского рейхстага, а 16 апреля была принята конституция империи —модифицированная версия упраздненной конституции Северогерманского союза.

Структура Конституции

Конституция состояла из следующих частей:

  • Преамбула — провозглашала создание на основе договоренностей немецких государств Германской империи;
  • I Отдел был посвящен территории государства и входящим в союз субъектам;
  • II Отдел содержал распределение компетенций между Империей и входящими в её состав землями;
  • III Отдел — о Союзном совете (Бундесрате);
  • IV Отдел — содержал полномочия Президента Империи;
  • V Отдел — о Рейхстаге;
  • VI Отдел раскрывал вопросы таможенного и торгового регулирования;
  • VII Отдел о железных дорогах;
  • VIII Отдел о Почте и телеграфе;
  • IX Отдел о флоте и мореплавании;
  • X Отдел о консульствах и имперских представительствах за рубежом;
  • XI Отдел о военном деле;
  • XII Отдел о государственных финансах;
  • XIII Отдел содержал устав о конфликтах и наказаниях.

Распределение компетенции

Нормы федерального законодательства обладали верховенством по отношению к местным законам субъектов империи. Компетенция при этом разделялась на имперскую и совместную. Федерация обладала правом исключительного регулирования:

«Конституция 1871 года в Германии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • Определений, касающихся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, прав гражданства, паспортов, а также касающихся ремесла и страхования, так как эти предметы не были определены статьей 3-й конституции, за исключением отношений к Баварии; Определений о колонизации и переселении в негерманские земли;
  • Таможенного и торгового законодательства;
  • Установления необходимых для нужд империи налогов;
  • Определения системы мер и весов, монетной системы, а также положения о выпуске бумажных денег;
  • Общих определений о банках;
  • Патентов на изобретения;
  • Охраной авторской собственности;
  • Организацией общей защиты торговли за границей, германского мореплавания и морского флага и распределением установленного на счет империи консульского представительства;
  • Железных дорог и путей сообщения, водных и сухопутных, установленных в интересах защиты страны и оборота;
  • Сплавки и судоходства по водным путям, и состояния этих путей, речных и иных таможен, а также сигнализации судоходства (бакены, огни и прочие дневные сигналы);
  • Почты и телеграфы;
  • Определений о взаимном исполнении приговоров и об удовлетворении исков;
  • Предписаний относительно доказательности подлинных актов;
  • Общего законодательства в гражданском праве, уголовном праве и судопроизводстве;
  • Армии и военного флота империи;
  • Правил медицинской и ветеринарной помощи;
  • Определений о прессе и праве общения.

В 1873 году поправка (Lex Miquel-Lasker) отнесла всё гражданское право к имперской компетенции.

Статус императора

Конституция определила форму правления как дуалистическую конституционную монархию. Монарх разделял свою власть с парламентом, его полномочия строго прописывались в конституции. Как президент всего Союза, император в отношениях с другими государствами выступал от имени империи: объявлял войну и заключал мир, вступал в договоры. Однако эти полномочия реализовались при согласии Бундесрата, представлявшего интересы субъектов федерации. Император, как глава исполнительной власти, назначал должностных лиц, включая канцлера. Ему принадлежали право созыва, закрытия и роспуска Союзного совета и рейхстага, а также права «разработки и публикации» законов и надзора за исполнением.

Законодательная власть

Законодательная власть была в руках парламента Германской империи в составе двух палат:

  • Рейхстаг (нижняя палата);
  • Бундесрат (союзный совет, представительный орган субъектов федерации).

В Рейхстаге было 382 члена. Они избирались на всеобщих и прямых выборах с тайным голосованием. Срок полномочий составлял 3 года. Решение о роспуске раньше установленного законом срока должно было приниматься Бундесратом и быть одобрено Императором. Законы в Рейхстаге принимались простым большинством, при кворуме также простого большинства от общего числа депутатов.

Бундесрат играл роль представительного органа и не считался (вопреки традиции перевода) верхней палатой. В его состав входили представители от всех областей Германии.

В структуре Бундесрата выделялись комитеты:

  • морских дел;
  • по делам армии и крепостей;
  • по делам торговли и обмена;
  • таможенных дел и налогов;
  • юстиции;
  • по делам железных дорог, почт и телеграфов;
  • счетный комитет.

Не обладая полноценной законодательной властью, Бундесрат простым большинством принимал решения:

  • о вносимых в парламент и изданных законопроектах (утверждал принятые Рейхстагом законы);
  • о необходимых для реализации законов административных предписаниях и инструкциях;
  • о выявленных в результате реализации законов недостатках.

Исполнительная власть

Во главе исполнительной власти стоял император. Он назначал канцлера и должностных лиц. Однако настоящей властью обладал рейхсканцлер. Он председательствовал в Бундесрате и руководил его деятельностью. Его голос на заседаниях был решающим. Любые императорские указы для вступления в силу требовали его подписи. Так рейхсканцлер играл ключевую роль в законодательной и исполнительной ветвях власти, являясь, по сути, единственным членом правительства.

Права и обязанности гражданина

За гражданами Германской империи закреплялись права на:

  • занятие ремёслами;
  • постоянное проживание;
  • приобретение недвижимости;
  • доступ к общественным должностям;
  • защиту закона.

На территории империи вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин с 20 до 27 лет.

Недостатки

В Конституции 1871 года не был должным образом закреплен статус исполнительной власти, а только регулировалась роль рейхсканцлера. Кроме того, вообще не упоминалась судебная власть. В Конституции не содержались перечень прав человека и элементы прямой демократии.

Дата последнего обновления статьи: 06.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot