Классы – это группы людей в обществе, различающиеся по месту в организации социального воспроизводства: его организует господствующий класс, а осуществляет класс непосредственных производителей.
Формирование классовой структуры
Малочисленный первобытный социум был однороден. Его развитие приводит к выделению властной верхушки, в которую доступ находят отличившиеся или влиятельные благодаря имущественному положению члены общества. Властная верхушка начинает использовать возрастающие полномочия сначала для их дальнейшего наращивания, а потом для отчуждения времени и продуктов труда остальных членов общества. Подобное отчуждение называется эксплуатацией. Если отношения эксплуатации начинают пронизывать значительную часть общества, а группа его членов (прежде всего властная верхушка) существует за счет эксплуатации, то последняя становится фактором классообразования, а общество – классовым.
Классовый статус индивида различается по способу, которым он добывает основные материальные средства. Властный аппарат классового общества называется государством, которое возникает, когда властная верхушка освобождается от контроля общины и становится наследственной.
Классовая структура
Производители материальных ценностей делятся на классы, которые различаются по двум параметрам:
- наличие у производителя в собственности или пользовании средств производства и права на часть произведенного продукта (если они отсутствуют, производитель работает за натуральный или денежный паек в чужом хозяйстве);
- свобода/несвобода работника покинуть производство.
Выделяются четыре класса эксплуатируемых производителей:
- Производители, которые пользуются долей в средствах и продуктах производства и при этом имеют свободу оставить его. Они отдают часть продукта эксплуататору, оставляя себе часть и могут свободно отказаться от труда. Таковы свободные арендаторы, которые упоминаются в Законах Хаммурапи;
- Производители, которые пользуются долей в средствах и продуктах производства, но в определенной степени прикреплены к нему (квалифицируются как крепостные или феодально-зависимые); подобны предыдущей категории кроме несвободы оставить труд. В Законах Хаммурапи таковыми являются «плательщики дохода»;
- Производители, которые не имеют доли в средствах или продуктах производства, однако свободны его покинуть. Они отдают владельцу средств производства все произведенное, получают от него паек и свободны бросить труд;
- Производители, которые не имеют доли в средствах или продуктах производства и прикреплены к нему (в науке обычно называются подневольными рабского типа или рабами). Отдают произведенный продукт, получая по установлению хозяина паек. Они трудятся по принуждению и не могут оставить труд. Таковыми были строители пирамид в Египте или старовавилонские рабы.
Формы эксплуатации
Хотя в древности существовали арендные и наемные формы труда, но все же как класс арендаторы или наемные работники не выделялись. Таких людей было мало, или же в их жизни наемный и арендный труд играл второстепенную роль, а по главному способу жизнеобеспечения они принадлежали к другим классам. Главными типами эксплуатации были эксплуатация илотов и эксплуатация подневольных рабского типа. Первая, оставлявшая эксплуатируемым значительную хозяйственную и личную самостоятельность, была доступна только для могущественного господствующего класса и осуществлялась самим государством или при наличии очень сильного государства. Вторая доминировала на ранних стадиях классового общества и применялась во все времена частными лицами. Преобладание одного из типов эксплуатации позволяет отнести общество к рабовладельческой или феодальной формации. Если в отношения эксплуатации втянута не большая часть населения, то принято говорить о раннеклассовом обществе.
Подневольники принадлежали к сословию рабов.
Раб – это человек, который имеет господина, полностью распоряжающегося его временем и рабочей силой.
Раб целиком бесправен в рамках любых коллективов. Господин имел право убить раба, подарить его или продать, и считался прямым или верховным собственником всего рабского имущества.
В период перехода к классовому строю господствующий класс видит в захвате рабов ключевой способ обеспечения рабочей силой: для налаживания илотской эксплуатации у него нет сил и опыта. Многократно возрастает число рабов: ими становятся военнопленные, кабальные должники, изгои, преступники, люди, потерявшие возможность прокормить сами себя. Если рабы известны со времен поздней первобытности, то рабство как социальный феномен сформировалось в эпоху складывания классового общества. Большинство рабов стало эксплуатироваться в производстве (ранее раб был младшим членом семьи или же личным слугой) и пополняли один из общественных классов.
Одновременно с рабами появилась прослойка подневольников рабского типа – не рабов по сословию. В силу хозяйственных условий или актом государственной власти эти люди превратились в работников чужого хозяйства, как правило, царского или храмового. Они не утратили юридической свободы и не приравнивались к рабам, но эксплуатировались тем же способом, что и последние.
Класс илотов сформировался двумя способами. Государство подвергало налоговой эксплуатации общинников, да они и сами втягивались в зависимость, не отрываясь от земли. Но государство и частные лица могли сами сажать подневольных работников или любых людей на принадлежащую им землю (собственно илоты, или же «царские люди»). Илотский способ эксплуатации доминировал с начала II тысячелетия до нашей эры, в то время как ранее эксплуатировали работников, трудившихся по принуждению в составе больших бригад и не имевших хозяйства.
Так сложились три класса: подневольники рабского типа, класс мелких зависимых производителей и господствующий класс. Внутри господствующего класса соотношение государственных функционеров и частных лиц задает «изотоп» того или иного общественного строя.
Наличие трех классов определило характер взаимоотношений в древневосточных обществах.
Сохранились сведения о социальной борьбе, о восстаниях илотов или подневольных рабского типа, недовольных своим положением, либо неэксплуатируемых общинников, опасавшихся распространения эксплуатации на них. В господствующем классе сохранялась напряженность между царем и военной знатью с одной стороны, и землевладельческой и жреческой знатью с другой. Древневосточным обществам присущ низкий уровень противостояния между «верхами» и «низами». Основные конфликты проходили «наверху», причем господство государства как крупнейшего эксплуататора сменялось доминированием частных лиц и корпораций.