Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Китайское государство Чжоу (XI—III вв. до н. э.)

Чжоу – древнее китайское государство, существовавшее в период с XI по III в. до н. э. Именно союз племен Чжоу смог покорить первое известное древнее китайское царство Шан-Инь.

Сама история Чжоу делится на два периода:

  1. Западное Чжоу (1027 г. до н. э. — 771 г. до н. э.). В этот период властители Чжоу были хозяевами земель в среднем течении реки Хуанхэ.
  2. Восточное Чжоу (770 г. до н. э. — 256 г. до н. э.). В данный отрезок времени Чжоу постепенно утрачивает своё могущество, а территория Китая делится между самостоятельными царствами.

Возникновения государства Чжоу

Первые сведения о чжоу содержатся в эпиграфических записях эпохи Шан-Инь периода правления вана У Дина. В этот период чжоу подчинялись власти вана Шан-Инь и имели статус подчиненной территории.

Постепенно влияние чжоу стало усиливаться, в результате чего статус вождя был повышен правителем Шан-Инь. Предводителю чжоу и его сыну был дарован титул «чжоуского хоу» (зависимого правителя). К этому периоду относятся и первые сообщения о столкновениях армий Шан-Инь и Чжоу.

Со временем сложился достаточно сильный союз западных племен во главе с Чжоу, объединившихся против Шан-Инь. В результате похода 1027 г. до н.э. правитель Чжоу по имени У-ван, то есть «воинственный правитель», смог завоевать восточное государство и поставить под свой контроль присоединяемые земли. Воцарилась чжоуская династия Цзи. Отметим, что согласно китайскому преданию предводителю У-вану в этот момент было 90 лет, и у него было пятеро малолетних детей. Однако, такие сведения у специалистов вызывают сомнения.

Западное Чжоу (1027 г. до н. э. — 771 г. до н. э.)

Следующим правителем нового центра силы – государства Чжоу, стал малолетний сын У-вана по имени Чэнь-ван (1024-1005 г. до н.э.) А регентом при нем был старший брат У-вана, которого звали Чжоу-гун. Чжоу-гун смог подчинить своей власти оставшиеся земли Шан-Инь, подавить восстание мятежников. Также власти чжоусского вана подчинены все его родственники.

Замечание 1

Чжоу-гуну приписывают также разработку идеологического обоснования верховной власти, получившего название – Тянь минь, что означает «Небесное повеление» или «Мандат неба». Эти постулаты стали основой представлений жителей Древнего Китая о верховной власти.

«Китайское государство Чжоу (XI—III вв. до н. э.)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При правлении Му-вана (965-928 г) власть чжоуского вана достигла своего пика, но после его смерти началась борьба родовой знати за влияние на нового вана и стремление свести роль правителя к ритуальной практике верховного жреца.

Для противодействия кочевникам из Центральной Азии цюаньжунам было создано владение Цинь, ставшее буфером между кочевниками и государством Чжоу.

Западное Чжоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Западное Чжоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Тем временем продолжал нарастать кризис между правителем-ваном и аристократией. Пиком политического кризиса в государстве Чжоу стало правление Ли-вана (857-828 гг. до н. э.). Правителю пришлось бежать из своей столицы. Натиск же кочевников цуаньжунов привел к палению Западной династии Чжоу. Последний правитель Западного Чжоу Ю-ван был убит, а его сын и наследник Пин-ван (770-720 гг. до н.э) перенес столицу государства на восток, в город Лои. Так, закончилась история Западного Чжоу, и началась эпоха Восточного Чжоу.

Восточное Чжоу (771-256 гг. до н. э)

Эпоху Восточное Чжоу согласно традиции делят на два периода:

  1. Чунь-цу (букв. летопись «Вёсны и осени») (771 – 476 гг. до н. э). Наименование периода восходит к названию хроники царства Лу, авторство которой китайская традиция приписывает Конфуцию.
  2. Период Чжаньго – что означает буквально «Сражающиеся царства (475 -256 гг. до н. э.).

Период Чунь-цу

В период Чунь-цу сложился институт гегемона. Гегемоном объявлялся правитель сильнейшего китайского царства, который получал формальное одобрение со стороны правителя Чжоу. Гегемон занимался организацией съездов, готовил и руководил военными походами против неприятеля, во главе войск различных царств.

Что касается самого государства Чжоу, то его правитель в 771 г. до н. э. практически полностью утратил возможности политического контроля над некогда подвластным ему регионом.

Правители Чжоу, ваны, остались первыми лицами в сакральной области. Они проводили ритуалы, которые были связаны с существовавшими культами почитания предков династии Неба. Также они принимали участие в роли арбитров на съездах иных правителей. На съездах правители Чжоу в основном одобряли уже принятые другими решения.

Сам период Чунь-цу оценивается как один из самых мрачных в китайской истории. В этот отрезок времени существовало около 200 независимых царств, к концу периода от них осталось менее трех десятков. В свою очередь из них выделились семь наиболее сильных государств.

Период Чжаньго

В период Чжаньго чжоусский владыка окончательно теряет какое-либо влияние на происходящие политические изменения. Также этот период отмечен столкновением семи наиболее крупных царств Китая. На востоке находилось царство Ци, на севере, в районе современного Пекина – Янь, на западе Цинь, на юге Чу, на Великой китайской равнине возникли в 453 г. до н.э. на месте одно из сильнейших царств Цзинь, три новых государства – Хань, Вэй и Чжао.

Сражающиеся царства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Сражающиеся царства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

После 335 г. до н. э. правители Чжоу лишаются даже формального влияния среди воюющих царств. Правители семи царств в этот период меняют свой титул с княжеского (гун) на царский (ван).

Наиболее сильным постепенно становится царство Цинь, созданного когда-то чжоусскими ванами, как буферное государство. Чжоу поддержала противников Цинь, но было поздно. Постепенно Цинь подчиняет своей власти все остальные царства. В 253 г. царство Чжоу перестает существовать и становится частью первой единой империи Цинь. Символы власти Сына Неба – девять треножников были взяты из бывшей столицы завоеванного царства и стали символом власти нового императора Цинь. На этом событии и заканчивается эпоха Чжоу в истории Китая

Значение эпохи и государства Чжоу в истории Китая

Жители государства Западное Чжоу считаются прямыми культурными предшественниками современного китайского населения.

В этот период складываются и развиваются различные философские учения, такие как конфуцианство, даосизм и легизм. Всё это становится одной из основ дальнейшего развития китайской цивилизации и оказывает большое влияние на эволюцию общества и государства.

Дата последнего обновления статьи: 11.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot