Шёлк — это мягкая ткань, сотканная из нитей, которые добываются из коконов тутовых шелкопрядов.
Легенды о появлении шелка
Шелк является продуктом жизнедеятельности гусеницы тутового шелкопряда, свивающей вокруг себя кокон. В Китае есть много легенд о том, кто первый догадался сделать ткань из этих нитей. Наиболее известная связывает зарождение шелководства с Лэй-цзу, женой мифического императора Хуан-ди, который, по утверждениям традиционным источников, правил Поднебесной в 2698-2598 годах до н. э.
Однажды женщина пила чай под тутовым деревом в саду. Случайно в ее чашку упали коконы шелкопряда. Она вынула их, а коконы размотались в длинную нить. Лэй-цзу начала срывать висевшие на дереве коконы и разматывать их. Из нитей она соткала ткань и сшила супругу одежду. Хуан-ди, узнав об открытии, усовершенствовал методы производства ткани.
Благодаря этому открытию Лэй-цзу стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя, в Китае она считается покровительницей шелководства. В провинции Чжэцзян до сих пор проводятся празднества в ее честь в начале апреля.
Согласно наиболее фантастичной легенде, жили некогда отец с дочерью, и их конь мог летать и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел из дому и пропал. Дочь поклялась, что если конь найдет ее отца, то она выйдет за него замуж. Конь нашел отца, и они вернулись домой. Когда отец узнал о клятве, он, чтобы не допустить брака, убил лошадь. Но когда свежевали тушу, шкура коня подхватила и унесла девушку. Они долго летели, и затем опустились на тутовое дерево. Когда девушка коснулась ветвей, она стала шелкопрядом. Она выпускала тонкие длинные нити, выражавшие горе от разлуки с конем.
Другая легенда гласит, что в Древнем Китае женщины собирали с деревьев плоды и наткнулись на странные белые фрукты, ввиду их твердости не пригодные для еды. Чтобы размягчить, они стали их варить, но они все равно не годились для еды. Потеряв терпение, женщины стали бить их палками и из них потянулись тонкие нежные нити. Белый фрукт оказался коконом шелкопряда.
История производства
Легенды — лишь предания старины. Согласно данным археологии, свойства шелкопряда и тайна изготовления шелка известны более 5 тысяч лет. В различных районах Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. обнаружены фрагменты коконов шелкопряда.
Гадательные надписи на панцирях черепах и костях животных середины II тысячелетия до н.э. содержат иероглифы «тутовое дерево», «шелкопряд», «шелк». К середине I тысячелетия до н.э. тутовые черви разводились в шести царствах Поднебесной. Центры шелководства располагались в районах, лежащих вдоль рек Янцзы и Хуанхэ в Сычуани.
Первые ткани были редки и дороги, поэтому их носили императоры и члены их семей. С расширением производства шелк стал доступен придворным, а затем и широким слоям населения.
Зародился культ шелка. Старые тексты содержат упоминание о жертвоприношениях Богу шелкопряда, о священных тутовых рощах и почитании тутовых деревьев.
В эпоху Сражающихся Царств (475-221 годы до н.э.) изделия из шелка распространились в Китае. Мэн-цзы (372—289 годы до н. э.) предлагал высаживать тутовые деревья по периметру «колодезных полей», чтобы все ходили в одеждах из шелка.
Помимо использования в качестве ткани, шелк нашел применение в хозяйстве. Из него делали струны, тетивы, лески и бумагу. Во времена Хань (206 до н.э. – 220 годы н.э.) шелк стал денежным эквивалентом: крестьяне налоги платили зерном и шелком, государство платило чиновникам шелком.
Ценность шелковой ткани рассчитывалась, исходя из ее длины, и приравнивалась к золоту. Шелк использовался при расчетах с другими странами. О роли шелка в культуре Китая свидетельствует факт, что из 5 тысяч самых употребительных иероглифов 230 имеют ключ «шелк».
Технологии шелководства быстро совершенствовались. Это продолжалось до периода династии Тан (618-907 годы н.э.).
Объемы шелковой продукции также увеличивались. Поражали яркость красок и совершенство вышивки. Со II века до н.э. наладилась внешняя торговля по знаменитому Шелковому Пути. Ключевую роль сыграл Чжан Цянь, дипломат и путешественник, открывший для китайской торговли государства Центральной Азии. По караванным путям отправились на Запад караваны, груженные товарами из Китая.
После воцарения династии Тан (618-907) были основаны специальные мастерские, производившие разноцветные ткани, которые окрашивались растительными красителями.
Некоторые исторические и археологические факты свидетельствуют, что о китайском шелке в других странах узнали раньше. В одной из деревень в Долине Царей обнаружены датируемые XI веком до н. э. женские мумии, обернутые в шелковые ткани.
Тайна изготовления шелка оставалась неразгаданной долгое время. Предлагались самые фантастические объяснения. Вергилий полагал, что шелк изготавливается из ворсинок с листьев. Историк Дионисий считал, что шелк делается из цветов. Было предположение, что шелковые нити растут на деревьях, или он сделан из пуха птиц, или его создают огромные жуки. Римский историк Аммиан Марцеллин представил объяснение, что
«шелковые ткани сделаны из мягкой китайской почвы, которая после полива и обработки используется для формирования шелковых нитей».
Китайцы оберегали секреты изготовления шелка. Всех, кто пытался перевезти яйца, личинки или коконы шелкопряда за границу, казнили. Однако тайну производства шелка узнали в Корее, а затем в Японии. Считается, что около II века до н.э. в Корею его привезли эмигрировавшие туда китайцы. В III веке н.э. шелк появился на Японских островах. В IV веке производство шелка было налажено в Индии.
Согласно одной из легенд, секрет шелка в Европу привезли два несторианских монаха. Около 550 года они в полых бамбуковых посохах они тайно привезли семена тутовника и яйца шелкопряда императору Юстиниану I.
Византия стала первой страной западного мира, где появилось шелководство. Государство и церковь создавали шелковые мастерские, монополизировав производство и тщательно охраняя секреты изготовления. В VI веке шелкоткачество освоили персы и начали создавать собственные шедевры.