Карфаген — это финикийское государство, существовавшее в древности на территории современного Туниса.
История Карфагена
Карфаген основали колонисты из финикийского города Тир в IX веке до н. э. (обычно в литературе приводится дата 814—813 г. до н. э.).
Согласно преданиям, Карфаген основала царица Дидона, бежавшая из Тира, когда царь Тира Пигмалион, убил её мужа, чтобы завладеть его богатствами. Жители Карфагена всегда славились деловой хваткой.
После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчинил себе бывшие колонии Финикии благодаря своему удачному географическому положению. К III веку до н. э. он подчинил Южную Испанию, Северную Африку, Корсику, большую часть Сицилии и Сардинии, став крупнейшим государством в западной части Средиземного моря. После Пунических войн Карфаген потерял все завоевания и в 146 году до н.э. был разрушен, его территория стала римской провинцией Африкой.
В 420-430-е годы контроль Рима над провинцией был потерян вследствие мятежей и захвата племенем вандалов, основавших королевство со столицей в Карфагене. После завоевания Юстинианом I Северной Африки Карфаген стал столицей основанного Карфагенского экзархата. Окончательно город утратил своё значение после арабского завоевания в конце VII века н. э.
Географическое расположение
Карфаген располагался на мысе с двумя выходами к морю. Расположение сделало город лидером торговли Средиземноморья. Все суда проходили между Сицилией и Тунисом.
В черте города были вырыты две большие гавани: одна вмещала 220 военных кораблей, другая использовалась для коммерческой торговли. На перешейке, разделявшем гавани, была возведена огромная башня.
Протяжённость городских стен равнялась 37 километрам, в некоторых местах их высота достигала 12 метров.
Город имел кладбище, рынки, культовые места, муниципалитет и театр. Он разделялся на четыре жилых района. В центре его стояла цитадель – Бирса.
Карфаген был одним из крупнейших городов в эллинистические времена (больше была лишь Александрия).
Государственное устройство
Характер карфагенского государственного устройства сложно определить вследствие скудности источников. Вместе с тем, его политическая система была описана Аристотелем и Полибием.
Власть в Карфагене принадлежала аристократии, разделённой на враждебные друг другу торгово-промышленную и аграрную фракции. Первые были сторонниками экспансии за пределы Африки, вторые придерживались идеи расширения территорий на континенте.
Высшим органом власти был совет старейшин, который возглавляли 10 человек. Исполнительную власть осуществляли два суффета, которые подобно римским консулам избирались ежегодно. У карфагенского сената была законодательная власть, сенаторов было 300, эта должность являлась пожизненной. Из сената выделялся комитет из 30 членов, который вел текущую работу. Формально народное собрание играло значительную роль, однако фактически к нему прибегали редко, лишь в случае разногласий между сенатом и суффетами.
В 450 году до н. э. для создания противовеса стремлению некоторых родов получить полный контроль над сенатом был создан совет судей, состоящий из 104 человек. Он первоначально был должен судить должностных лиц по истечении их полномочий, но впоследствии стал заниматься контролем и судом.
От подчинённых городов Карфаген получал воинские контингенты и выплату налога. Такая система дала Карфагену финансовые средства и возможности сформировать сильную армию.
Религия
Финикийцев, живущих разрозненно по всему Средиземноморью, объединяли верования. Карфагеняне от финикийских предков унаследовали ханаанскую религию. На протяжении веков Карфаген ежегодно отправлял в Тир посланников для совершения жертвоприношения в храме Мелькарта. Главными божествами Карфагена были Баал-Хаммон и Танит.
Печально известной особенностью карфагенской религии было приношение в жертву детей. Согласно Диодору Сицилийскому, в 310 году до н.э., чтобы умиротворить Ваал Хаммона во время атаки города, карфагеняне принесли в жертву 200 детей из знатных семей. Принесение в жертву невинного ребёнка считалось актом умилостивления богов. Этот акт должен был обеспечивать благосостояние как отдельной семьи, так и общества.
Социальная система
Всё население делилось на группы по этническому признаку:
- Ливийцы;
- Сикулы;
- Вольноотпущенники, переселенцы;
- Выходцы из финикийских городов.
Наиболее тяжёлое положение было у ливийцев. Ливия была разделена на районы, подчинявшиеся стратегам, налоги были высоки, их сбор сопровождался злоупотреблениями. Это приводило к восстаниям, которые жестко подавлялись. Ливийцы насильно набирались в армию, и надёжность их подразделений была низкой. Сицилийские жители – сикулы составляли еще одну часть населения; их права ограничивались «сидонским правом». Сикулы пользовались свободой торговли. Выходцы из присоединённых к Карфагену финикийских городов имели полные гражданские права, а остальное население аналогично сикулам пользовалось «сидонским правом».
Во избежание волнений беднейшее население периодически высылалось в подвластные области.
Экономика
Город находился в северо-восточном Тунисе, в глубине залива, недалеко от устья реки Баграды. Тут проходили морские пути, Карфаген стал центром обмена ремесленных изделий Востока на сырьё Запада и Юга. Купцы Карфагена торговали собственным пурпуром, рабами и слоновой костью из Судана, золотым песком и страусовым пером из центральной Африки. В обмен шли хлеб из Сардинии, серебро и солёная рыба из Испании, оливковое масло и художественные изделия с Сицилии. Из Финикии и Египта в Карфаген шли керамика, ковры, эмаль и стеклянные бусы.
Помимо торговли, в экономике Карфагена важную роль имело сельское хозяйство. В равнине Баграды располагались поместья карфагенских землевладельцев, обсуживавшиеся местным ливийским населением или рабами. Мелкое свободное землевладение не играло в Карфагене заметной роли.
Карфагенские купцы искали новые рынки. В 480 году до н. э. мореплаватель Гимилькон высадился в Британии на берегу полуострова Корнуолл, богатого залежами олова. Через 30 лет Ганнон, выходец из влиятельной семьи, возглавил большую экспедицию из 60 кораблей с 30 000 мужчин и женщин. Люди высаживались в разных частях побережья, основывая новые колонии.
Предприимчивость и хватка его жителей помогли Карфагена стать богатейшим городом Древнего мира. К началу III века до н. э. благодаря торговле, технологиям и флоту город выдвинулся на передовые позиции.