Конституция РФ 1993 года закрепила федеративное устройство страны. В его основе лежат принципы государственной целостности, единства системы власти, разграничения предметов ведения органов власти, самоопределения и равноправия народов.
Устройство федерализма в России
Конституция закрепляет конкретные именной, численный, видовой составы субъектов. В соответствии с Основным Законом в состав государства входят 89 субъектов:
- 22 республики;
- 49 областей;
- 6 краев;
- 3 города федерального значения;
- 1 автономная область;
- 10 автономных округов.
Они появлялись или видоизменялись как внутренние образования РСФСР (кроме Тувы), что отражено в Конституциях РСФСР 1937 года и 1978 года, а в 1992 году оформлено Федеративным договором. Количественные изменения субъектов в последнее время связаны с укрупнением некоторых.
Отношения Федерации и ее субъектов строятся на правовой основе. Конституция разграничивает предметы ведения и полномочия субъектов: определено, какие вопросы решаются центральными органами управления (внешняя политика, транспорт, федеральные энергетические системы, оборона, связь), какие входят в совместное ведение Федерации и субъектов (образование, культура, природопользование, здравоохранение).
Регламентация других вопросов лежит в области исключительного ведения субъектов. Региональные органы обладают по этим вопросам всей полнотой власти. При принятии федеральных законов по вопросам, не относящимся к компетенции центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъектов.
В Конституции есть принцип сохранения государственной целостности, который сочетается с правом наций на самоопределение. Право нации на самоопределение ограничено правом других наций, а право одной нации на самоопределение ограничивается правом всего многонационального народа на сохранение целостности государства. Наряду с правовым, национальным, и экономическим регулированием отношений между центром и субъектами в пределах ведения Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти.
Конституционные основы федерализма формируют предпосылки для совершенствования управления страной, упрочения государственности, социальной и территориальной целостности, развития демократии путем соблюдения интересов национальностей, обеспечения баланса политических, экономических, этнических сторон общественной жизни.
История территориальных изменений
В 1992 году российские регионы подписали Федеративный договор о разграничении полномочий, тогда же включённый в текст принятой в 1978 году Конституции России.
В 1993 году, с принятием ныне действующей Конституция, в РФ насчитывалось 89 субъектов. В марте 2008 года после объединения некоторых регионов остались 83 субъекта РФ, а с учётом непризнанного международным сообществом присоединения Крыма, с 18 марта 2014 года в Федерации состоят 85 субъектов.
Изменения в федеративном устройстве
С распадом Советского Союза прошёл парад суверенитетов, который обусловил конфликт законодательств республик и РСФСР.
Все автономные Республики в составе РСФСР стали республиками. В республики также были преобразованы автономные области — Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и Хакасская.
Области получили иные названия: Горьковская переименована в Нижегородскую, Калининская стала Тверской, Куйбышевская – Самарской.
Поскольку автономные округа имели возможность выйти из состава областей и краёв, приняв соответствующий закон, Чукотский автономный округ покинул состав Магаданской области.
Чечено-Ингушская АССР была разделена на Чечню и Ингушетию.
Города, в РСФСР бывшие в республиканском подчинении (Москва и Ленинград), были преобразованы в города федерального значения.
31 марта 1992 года регионы (за исключением Чечено-Ингушетии и Татарстана) подписали федеративный договор, который разграничил полномочия центра и региональных органов, позднее федеративный договор вошел в действовавшую конституцию. 15 февраля 1994 года Татарстан после переговоров подписал с Российской Федерацией двусторонний договор о разграничении предметов ведения между республиканскими и федеральными органами власти.
С принятием Конституции РФ в 1993 году все республики, области, края, автономные округа, города федерального значения, Еврейская автономная область стали субъектами Федерации.
Сокольский район Ивановской области вошел в состав Нижегородской области.
7 декабря 2003 года прошел референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО. Предложение одобрено большинством голосов. Регионы были объединены в Пермский край 1 декабря 2005 года.
17 апреля 2005 года прошел референдум по присоединению Эвенкийского и Таймырского АО к Красноярскому краю. Предложение одобрили подавляющее большинство избирателей. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
23 октября 2005 года прошел референдум по объединению Корякского АО и Камчатской области в Камчатский край. Предложение одобрено большинством голосов. 1 июля 2007 года объединение вступило в силу.
16 апреля 2006 года прошел референдум по присоединению к Иркутской области Усть-Ордынского Бурятского АО. Предложение одобрено большинством голосов. 1 января 2008 года объединение вступило в силу.
11 марта 2007 года прошел референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в Забайкальский край. Предложение одобрено большинством голосов. 1 марта 2008 года объединение вступило в силу.
1 июля 2012 года территория Москвы увеличена за счёт сопредельных районов области.
18 марта 2014 года в ходе присоединения Крыма на полуострове были образованы новые субъекты федерации: Республика Крым, а также город федерального значения Севастополь.
26 сентября 2018 года главы республик Чечня и Ингушетия подписали «Соглашение об установлении границы между Ингушетией и Чечнёй». Оно закрепило разграничение территорий бывшего Сунженского района Чечено-Ингушской АССР на Сунженский район в составе Чечни и Сунженский район в составе Ингушетии.