Прагматическая санкция (1767) — это декрет Карла III об изгнании ордена иезуитов из владений испанской короны.
События в Европе
Упразднение ордена было вызвано экономическими и политическими, а не богословскими, внутрицерковными либо другими причинами.
Уничтожение ордена иезуитов — это изгнание иезуитов из католических европейских стран и их колоний, расформирование ордена и гонения на членов ордена в конце XVIII века.
В 1773 году папа Климент XIV вследствие оппозиции иезуитам со стороны дворов католических монархов (Франции, Испанской империи, Португальской империи) был вынужден упразднить орден, бывший в течение двух столетий основной опорой папства и главной силой контрреформации. Иезуиты в результате также были изгнаны из Пармского герцогства, королевства обеих Сицилий, территорий Мальтийского ордена.
Часто изгнание иезуитов рассматривается как одно из первых проявлений светского духа эпохи Просвещения, наибольшее выражение получившего в антиклерикализме Французской революции.
Иезуиты — это мужской духовный орден католической церкви, основанный Игнатием Лойолой в 1534 году и утверждённый в 1540 году Павлом III.
Иезуиты относятся к регулярным клирикам.
К середине XVIII века иезуиты имели репутацию экономических эксплуататоров и политических интриганов. Они расценивались противниками как склонные ко вмешательству во внутригосударственные дела через связи с влиятельными членами монарших дворов. Основной мотивацией иезуитов считалась жадность, отстаивание интересов ордена и папства. Орден накопил богатство и немалое влияние, на 1750 год в ордене состояло 22787 членов, он имел 381 резиденцию, 669 коллегий, 223 миссии и 176 семинарий.
В станах Европы, включая Францию, Испанию, Португалию образовались антииезуитские партии, желавшие укрепить власть «просвещённых» королей. Среди выдвигаемых ими требований – ограничение экономического и политического влияния иезуитов, лишение ордена монопольного права на должность королевского исповедника.
Монархи многих католических государств становились всё подозрительнее к тому, что ими воспринималось как вмешательство в их дела иностранной компанией. Изгнание иезуитов для монархов несло дополнительные преимущества в виде возможности изъять имущество, заполучить торговые доходы и накопленные богатства ордена.
Роспуск ордена помог разрешению клубка противоречий между государствами Европы, начиная с территориальных споров между Португалией и Францией в 1750 году. В 1758 году португальские власти воспользовались ослаблением Бенедикта XIV и изгнали иезуитские редукции со своих территорий в Америке, после подавления конфликта в 1759 году орден официально был изгнан. Французский суд в 1762 году вынес решение против ордена в деле о банкротстве под давлением ряда групп — как светской интеллигенции, так и внутри Церкви, а также мадам Помпадур. В 1767 году против ордена издали указы Австрия и королевство обеих Сицилий.
На решение папы упразднить орден оказала влияние необходимость примирения с Бурбонами. Следствием уничтожения общества Иисуса стало примирение католических держав с римским престолом, возвращение церкви владений, захваченных при Клименте XIII Францией и Неаполем, восстановление суверенитета папы над Беневенто и Авиньоном.
Упразднение ордена длилось сорок лет. Иезуиты вошли в состав приходского клира. Однако по разным причинам орден продолжал существование в некоторых странах: в Индии и Китае, где сохранились несколько миссий, в Пруссии и в России.
События в Испании
Король Карл III вел относительно успешную сбалансированную либеральную политику. Среди прочего он либерализовал торговлю зерном. Этим воспользовались торговцы, начавшие поднимать цены на муку, что привело к подорожанию всех продуктов питания, которое вызвало массовое народное негодование. Последней каплей стали планы маркиза Эскилаче запретить некоторые элементы традиционной испанской одежды, заменив их на итальянские. Насильственные меры привели к «Бунту Эскилаче».
Советники короля объяснили беспорядки устроенным иезуитами заговором.
К тому времени иезуиты потеряли поддержку как при королевском дворе, так и в испанской католической церкви. В январе 1767 года королем была принята «Прагматическая санкция», изгонявшая иезуитов из владений испанской короны. В Америке миссии иезуитов были закрыты.
Министры короля держали соображения при себе, как и король, действовавший по «справедливым, неотложным и необходимым причинам, которые я оставляю в королевском уме». В переписке Бернардо Тануччи, представителя Карла в Неаполе, содержатся идеи, время от времени направлявшие испанскую политику. Карл своим правительством руководил через графа Аранда.
Заседание комиссии 29 января 1767 года спланировало изгнание иезуитов. Всем военным командирам округов и наместникам провинций были разосланы тайные приказы, которые следовало открыть 2 апреля на восходе солнца. Каждый запечатанный конверт содержал по два документа. Один был копией приказа об изгнании «членов Общества Иисуса» из владений Карла и конфискации их имущества. Другой приказывал местным властям в ночь на 2 апреля окружить колледжи и резиденции иезуитов, арестовать членов ордена и организовать их транспортировку к кораблям.
Папа Клименту XIII, ознакомленный испанским послом в Ватикане с аналогичным ультиматумом за несколько дней до вступления в силу указа, задал вопрос королю «с какой властью?» и пригрозил ему проклятием. Однако Папа Климент не имел средств и сил для полноценного протеста, и изгнание произошло так, как было запланировано.
Экономические последствия изгнания иезуитов для Испанской империи
Подавление ордена имело длительные экономические последствия в Америке, особенно в районах, где у иезуитов были миссии – отдаленные районы с преобладанием коренных народов, такие как Парагвай и архипелаг Чилоэ.
После подавления ордена в Перу иезуитские виноградники были проданы с аукциона, но новые владельцы не имели опыта, аналогичному иезуитам, что способствовало сокращению производства вина.