Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История религии: иудаизм

Иудаизм – древнейшая из существующих в настоящее время монотеистическая религий, сформировавшаяся у еврейского народа. Иудаизм заявляет о непрерывной исторической преемственности, охватывающей более трех тысяч лет.

Происхождение термина

Изначально словом «иудей» обозначались израильтянине из колена Иуды. После того как десять колен Израилевых, жители Северного Израильского царства, были уведены в плен, Иудейское царство стало единственным представителем народа и слово «иудей» стало тождественным понятию «еврей».

Термин «иудаизм» появляется в еврейско-эллинистической литературе на рубеже I в. до н. э. и обозначал еврейский монотеизм как противоположность эллинистическому язычеству.

Замечание 1

В современном русском языке понятия «еврей» и «иудей», обозначающие этническую принадлежность и религиозную составляющую, имеют выраженное разделение, берущее начало в греческой культуре.

История иудаизма

Несмотря на успехи библейской археологии на сегодняшний день Танах (Ветхий Завет) остается практически единственным историческим источником по древнейшей истории израильского народа. Это не дает возможности установить, с какого момента древнееврейская история перестаёт быть легендарной. Первой упоминаемой в Танахе личностью, существование которой подтверждается независимыми свидетельствами, является царь Израиля Ахав, о котором говорится в ассирийском письме 853 г. до н. э.

Другие два небиблейских источника (Стела царя Меша и Стела из Тель-Дана) упоминают династию царя Давида, который должен был жить за 100—150 лет до создания в камне этих письменных источников. Стела Меша говорит о войнах с царём Омри, отцом Ахава.

Историю иудаизма делят на следующие периоды:

  • «Библейский» иудаизм (X—VI вв. до н. э.);
  • Иудаизм Второго храма (VI в. до н. э. - II в. н. э.);
  • Талмудический иудаизм (II—XVIII вв.);
  • Современный иудаизм (с 1750 г. по настоящее время).

«Библейский» иудаизм (X—VI вв. до н. э.)

«История религии: иудаизм » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Начальный этап формирования иудаизма носит название яхвизм.

На древнейших этапах яхвизм отличался нестрогим монотеизмом, признавая Яхве главным племенным божеством израильтян, при этом допускалась вера в других богов западносемитской мифологии (Молох, Ваал, Астарта, Ашера). Впоследствии стал отличаться большей строгостью, называя Яхве единственным Богом.

Яхвизм сформировался в Бронзовом веке у кочевых племен семитской группы. Большое значение в яхвизме играли жертвоприношения животных на алтарях и кропления их кровью. Помимо священников, совершавших жертвоприношения, большая роль принадлежала пророкам и героическому эпосу. При царях Езекии (VIII век до н. э.) и Иосии (VII век до н. э.) были проведены значительные религиозные реформы, приведшие к формированию строгой монотеистической религии.

Из яхвизма выделились иудаизм Второго храма и религия самарян.

Иудаизм Второго храма (VI в. до н. э. - II в. н. э.).

Иудаизм Второго храма получил оформление после Вавилонского плена, возвращения в Палестину и строительства Второго храма в VI в. до н. э. В европейской культуре он стал известен по текстам Нового Завета, в которых иудеи представлялись охранителями Закона Моисея. В современной литературе распространено представление о том, что иудаизм основывался не на буквальном соблюдении Закона, а на концепции Завета Бога и избранного народа, заключённого на горе Синай в эпоху Моисея. Иудаизм Второго храма считается иудаизмом книжников, поскольку его кодификатором был первосвященник и книжник Ездра.

Замечание 2

Отличительными чертами правоверного иудея стали обрезание, соблюдение субботы и обязательное паломничество в Иерусалимский храм. Характерной чертой этого периода являлись патрилинейная система родства и национальный характер религии.

В иудаизме Второго храма выделялся ряд направлений:

В 70 году н.э. римские войска разрушили Иерусалимский Храм, и центральная роль в религии перешла к академии в Явне. Римские гонения породили опасность потери знаний. Во II веке н. э. собрание законоучителей приняло решение собрать Устный Закон в письменные сборники, впоследствии составившие Мишну.

После записи Мишны завершилась эпоха «танаим» и началась эпоха толкователей Мишны – «амораим». В дальнейшем раввинское законодательство развивалось по пути составления комментариев к Мишне, которые стали известны как Талмуд. Окончательно Вавилонский Талмуд оформился в академиях Вавилонии, откуда в дальнейшем распространился талмудический иудаизм. Иудеи, отвергшие авторитет Мишны и Талмуда, составили течение караимов.

Талмудический иудаизм (II—XVIII вв.)

Талмудический иудаизм (раввинизм) стал основной формой иудаизма с VI века, когда завершилась кодификация Вавилонского Талмуда как наиболее авторитетного толкования Устного Закона. Его формирование связано с невозможностью выполнения ритуальных жертвоприношений и многих других древних еврейских религиозных обрядов после разрушения второго храма.

От раввинизма происходят все современные течения иудаизма. Все они основаны на раввинистической традиции и методе анализа. Раввинизм противопоставлен караимизму, который не признает авторитет Устной Торы и ее принципов интерпретации.

Слово «раввинист» как антоним слову «караим» широко распространилось во времена, когда значительное число иудеев исповедовали караимизм (IX век — XIII век). После заката караимского иудаизма употребление термина сошло на нет, так как почти все иудеи стали раввинистами.

Современный иудаизм (с 1750 г. по настоящее время)

Гипотезы о происхождении

Многие учёные являются убеждёнными сторонниками документальной гипотезы, утверждающей, что Пятикнижие Торы приобрело ныне существующую форму путём объединения нескольких независимых литературных источников, а не было написано полностью Моисеем.

Многими считается, что в Первый Храмовый период люди Израиля верили в существование у каждого народа своего бога, но что их Бог является самым главным. Такое воззрение называется генотеизмом и монолатрией. Проводятся аналогии с маздаизмом и зороастризмом. Существует версия, что развитие строгого монотеизма в период Вавилонского пленения было реакцией на дуализм. Упоминания о причастности сатаны к акту грехопадения стали появляться в текстах Танах только после Вавилонского Плена и строительства Второго Храма. В рамках этой гипотезы считается, что большинство иудеев начали верить в единственность своего Бога только в эллинистический период.

Джон Дей считает, что корни библейских Эль, Баала и других нужно искать в ранней ханаанитской религии, основанной на аналогичном греческому пантеоне богов.

Однако многие теологи и богословы продолжают попытки доказать, что иудейским верованиям всегда был присущ монотеизм.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot