BITNET, NSFNET, FIDO
BITNET — это параллельная сеть, развивавшаяся с 1980-х годов и сыгравшая роль в формировании Интернета.
Национальный научный фонд США (NSF) в начале 1980-х годов в нескольких университетах финансировал создание вычислительных центров с суперкомпьютерами, а в 1986 году обеспечил их связь с сетью проекта NSFNET, которая создала доступ к сайтам образовательных и научно-исследовательских организаций в США. Коммерческие интернет-провайдеры появились в конце 1980-х годов. К 1990 году в нескольких городах возникли частные подключения коммерческих организаций к сети; в 1995 году проект NSFNET был закрыт, тем самым были устранены ограничения на использование Интернета для представления трафика в коммерческих целях.
Фидонет — это частная компьютерная сеть, созданная в домашних условиях в 1984 году на базе телефонных сетей и модемов общего пользования, имевшая глобальный охват и оказавшая влияние на формирование будущей интернет-культуры. Первоначально она была создана на платформе BBS, со временем морально устарела, но отдельные сегменты до сих пор поддерживаются энтузиастами.
Формирование глобальной сети
За некоторыми исключениями первые компьютеры напрямую подключались к терминалам и использовались пользователями в одном здании. Такие сети известны как локальные. Сети, выходящие за рамки локальных сетей и известные как глобальные, зародились в 1950-х годах. В современном виде доменная адресация развивается с 1987 года.
Сетевая культура формировалась и в условиях «офлайн» в виде обмена магнитными лентами и дискетами. Так, советская ОС ДЕМОС была разработана без использования сетевых соединений на базе магнитных лент с кодами UNIX, вывезенных с Запада.
С распространением персональных компьютеров формировались сообщества любителей, которые обменивались между собой носителями. Для компьютеров Amiga и ZX-Spectrum, а за ними PC и Macintosh, возникли рынок и индустрия компьютерных игр, которые распространялись на компакт-кассетах и дискетах, что влекло развитие компьютерного пиратства, для взлома игр, чтобы не платить за них.
Появился жанр «дискмаг» — самиздат для распространения и чтения в домашних условиях, фактически «офлайновый» WWW. Так сообщества «несетевых» пользователей формировали «киберкультуру», приветствовавшую распространение Интернета и ставшую важным фактором его использования. В этом процессе играло большую роль компьютерное пиратство, особенно вне западных стран.
Развитие глобальной сети
Первоначально система, которая затем превратилась в Интернет, предназначалась главным образом для использования государственными органами и правительством.
Интерес к коммерческому использованию вскоре стал обсуждаемой темой. Оно было запрещено, хотя само определение коммерческого использования было субъективным и неясным. X.25 IPSS и UUCPNet не имели ограничений, что привело в конечном итоге к запрету на использование UUCPNet при соединениях через NSFNET и ARPANET. Однако отдельные ссылки UUCP продолжали подключение к этим сетям, так как администраторы закрывали на это глаза.
В 1980-х годах работы Тима Бернерса-Ли в ЦЕРН привели к основанию Всемирной паутины вследствие соединения в доступную из любого узла информационную систему гипертекстовых документов.
В конце 1980-х годов сформированы интернет-провайдеры. Были созданы компании UUNET, Netcom, PSINet, Portal Software для предоставления услуг исследовательским сетям и предоставления общественности альтернативного доступа к сети, основанной на Usenet News и UUCP электронной почте. Первым в США коммерческим провайдером был созданный в 1989 году The World.
Конгресс США в 1992 году принял Закон о науке и передовой технике, позволивший Национальному научному фонду поддерживать доступ образовательных и исследовательских сообществ к сетям, которые использовались не только для образовательных и исследовательских целей, что дало NSFNET возможность наладить взаимосвязи с коммерческими сетями. Это вызвало разногласия в образовательном и исследовательском сообществах, встревоженных коммерческим использованием, которое привело бы к тому, что Интернет меньше отвечал бы их потребностям, а поставщики сетевых услуг полагали, что правительственные субсидии дают несправедливое преимущество некоторым организациям.
В 1994 году опорная сеть была приватизирована: компании взялись доставлять трафик на дистанции, что позволяло отказаться от NSFNET, финансируемой правительством США. Крупнейшими провайдерами связи стали AT&T, UUNetruen, Level 3 и Sprint.
С середины 1990-х годов Интернет оказывает влияние на торговлю, культуру и технологии за счёт распространения мгновенных сообщений посредством электронной почты, телефонной связи по интернет-протоколу, видеосвязи, онлайн-игр, дискуссионных форумов, интернет-магазинов и социальных сетей. Завышенные ожидания от всех этих сервисов привели в 2000 году к биржевому краху («Пузырь доткомов»).
Образовательные и исследовательские сообщества используют и развивают передовые сети. Всё большие объемы информации передаются по оптоволоконным сетям на высоких скоростях – 1 Гбит/с, 10 Гбит/с и выше. Стало обычной практикой встраивание оптического кабеля в громоотводные тросы ЛЭП, протягивание их вдоль железных дорог, по дну океанов. Захват сферы глобальной связи Интернетом был по историческим меркам мгновенным: в 1993 году через двусторонние телекоммуникационные сети передавалось 1 % информации, в 2000 – 51%, а в 2007 году – 97%. Интернет сейчас продолжает развиваться, чему способствует увеличение доступности информации в онлайн-режиме, развлечений, сетевой торговли и социальных сетей.
Мобильная революция
Изменения, известные как Web 2.0, сами по себе были значительно ускорены за счёт развития мобильных устройств. Следствием мобильной революции было использование людьми смартфонов, которые они повсюду стали носить с собой, использовать для поиска информации «на ходу» — и использовать в жизни вместо настольных компьютеров.
Повсеместным явлением стали использующие местоположение сервисы, краудсорсинг, появились помеченные местоположением сообщения, сервисы и веб-сайты, которые работают с учётом местоположения. Обычным явлением стали предназначенные для мобильных устройств сайты, которые разрабатываются для использования с новых устройств. Ультрабуки и нетбуки, распространённые Wi-Fi и 4G, мобильные чипы с мощностью, близкой к стационарным компьютерам при меньшем потреблении энергии, стали важными факторами развития Интернета.