История мировых цивилизаций – это область научных знаний, объектом исследования которой выступает история возникновения цивилизации как уникального историко-культурного явления и ее развитие в ответ на социальные или природные вызовы.
Эволюция понятия «цивилизация»
Категория цивилизации возникает в науке во второй половине XVIII в. Указанный период характеризуется подъемом Европейского Запада, Европа воспринимается как культурно-историческое целое, занимает лидерские позиции в мировом пространстве. Для осознания нового исторического положения Европы европейские мыслители используют новый категорийный инструментарий, основу которого составляет понятие цивилизации.
Категория цивилизации использовалась в рассматриваемый период преимущественно для того, чтобы отразить высшее состояние развития человеческого общества, которое значительно отличает его от доцивилизованного или нецивилизованного состояния дикости и варварства.
Изначально названная категория применялась только в отношении европейского общества, поскольку иных цивилизаций, по мнению европейцев, которые могли бы претендовать на такое звание, не было.
Коренным образом такой подход пересматривается в начале XIX в. после Великой Революции во Франции и краха феодализма и иных ее исторических следствий. Тогда в работах мыслителей начинают появляться тезисы о разных цивилизациях, например, французской, немецкой и пр. Исследователи выделяют и их специфические характеристики. Так, например, Ф. Гизо говорил о разных отдельных цивилизациях и о цивилизации как общем движении развития человечества до совершенного состояния.
В середине XIX в. в науке вводится понятие локальной цивилизации, котороепозволяет исследовать наряду с общечеловеческой цивилизацией отдельные цивилизации. Указанное порождает необходимость типологизации категории цивилизация.
Итак, с середины XIX в. категория цивилизации стала общепринятой, последующее развитие категории происходило в рамках цивилизационных теорий, где она выступала системообразующим понятием.
Основные цивилизационные теории
Первым исследователем, который отказался от европоцентристского цивилизационного подхода был Н. Я. Данилевский, чьи научные труды послужили базой для дальнейшего развития в науке проблематики цивилизации и цивилизационных процессов.
Вопреки ранее сложившимся подходам, автор рассматривал Европу как культурно-исторический тип цивилизации, который изживает себя. Так, по Данилевскому, цивилизация развивается циклично, последовательно проходя такие стадии, как начало, становление, достижение пика своей сложности и упадок, которые неизбежно завершатся трансформацией культурно-исторической общности в «этнографический материал».
Иными словами, Данилевским цивилизации рассматривались как отдельные, а не универсальные историко-культурные явления.
Новую концепцию мировой истории высказал О. Шпенглер, который отрицал общепринятую периодизацию и предлагал рассматривать историю как развитие самостоятельных культурно-исторических общностей, каждая из которых проходит собственный путь, как всякий живой организм. Шпенглер выделял около 10 цивилизаций как уникальных неповторимых культур, которые прошли уникальный путь от возникновения до последующего расцвета и упадка.
Несмотря на высказывание концепции об уникальном пути каждой цивилизации, некоторые общие аспекты развития Шпенглер выделяет, говоря об общем сценарии развития. Это позволяет сопоставлять разные цивилизация. Однако с точки зрения содержания такие цивилизации надлежит рассматривать как несравнимые. Так, автор указывает, что каждая культура возникает из уникальной культурно-исторической основы и тем самым получает уникальную картину мира. Когда культура развивается, она приобретает уникальные индивидуальные характеристики и раскрывает свои творческие возможности. Это стадия расцвета, однако завершения этой стадии всегда упадок или стагнация, и именно умирающая культура в полном смысле становится цивилизацией.
Автор подчеркивал, что у каждой цивилизации есть культура, но не каждая культура становится цивилизацией. По Шпенглеру, цивилизация – это состояние культурного замирания, завершения творческого развития, когда поиск новых открытий сменяет повторение и имитация, а энтузиазм в интеллектуальном и культурном развитии сменяется прагматизмом.
Одним из важнейших научных исследователей категории цивилизации в XX в. является А. Тойнби. Исследование цивилизаций позволило автору прийти к следующим важным выводам:
- исторический процесс следует рассматривать как историю цивилизаций. Здесь фактически продолжается развитие теории о локальных цивилизациях, однако А. Тойнби отказывается от трактовки цивилизаций как замкнутых культур, они, по мнению автора, взаимодействуют, взаимопроникают, иногда образуя родственные цепочки развития;
- отказ от жесткого алгоритма развития и угасания цивилизации. Автор, как и предыдущие ученые, рассматривает процесс развития цивилизации и выделяет отдельные типичные черты такого развития, однако не рассматривает в качестве обязательного итога развития цивилизации ее гибель.
Автор исследует 21 цивилизацию, которые, по его мнению, являются ответвлениями одного исторического процесса. При этом автор выделяет 10 еще существующих цивилизаций.
По мнению автора, цивилизация возникает в ответ на социальные вызовы или вызовы природного характера. Когда обществу удается ответить на такой вызов, рождается цивилизация. При этом ответ обычно обеспечивается творческим меньшинством, которое в последующем распространяет инновационную идею на все общество, то есть формирует новый образ, новые ценности, новую идеологию.
Таким образом, развитие цивилизации рассматривается автором как цепочка успешных ответов на социальные и природные вызовы и, соответственно, успех развития связывается с активностью творческого меньшинства. При этом когда в процессе развития цивилизации определенная творчески активная личность или социальная группа перестают выступать инициаторами развития, появляются новые группы, и они осуществляют ответ на вызовы, вновь инициируя развитие цивилизации.