Ленд-лиз — это государственная программа, по которой США поставляли союзникам технику, боевые припасы, продовольствие, лекарства и медицинское оборудование, стратегическое сырьё. Основными клиентами были СССР и страны Британского содружества.
Общая характеристика
Концепция программы дала президенту США полномочия помогать странам, оборона которых признавалась для его страны жизненно важной. Закон о ленд-лизе принятый Конгрессом в марте 1941 года, предусматривал следующие условия:
- переданное имущество, оставшееся после войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено на основе предоставленных США долгосрочных кредитов;
- в случае заинтересованности, неутраченная и неразрушенная техника и оборудование после войны должны быть возвращены в США.
Первоначально в программу вовлекались страны Британского Содружества и Китай. В ноябре 1941 года к программе присоединили Советский Союз, а к концу войны ее участниками стали почти все союзники США.
21 августа 1945 года Трумэн объявил об окончании программы, но Китай и Великобритания продолжали получать товары на основе наличных расчётов.
В послевоенное время высказывались разные оценки значения ленд-лиза. В советской историографии значимость поставок умалялась, а союзники их часто преувеличивали.
Поставки в СССР
Переговоры начались 07 декабря 1941 года, но были отложены из-за начала войны с Японией до 28 декабря.
«Вашингтонский» протокол был подписан 09 декабря 1942 года.
«Лондонский» протокол был подписан 19 октября 1943 года.
Четвёртый протокол был подписан в феврале 1944 года.
Пятый протокол — в марте 1945 года.
Основным Протоколам поставки подчинялись несколько программ, среди которых «Арктическая программа», программа «Аванпост», программа создания транссибирской системы воздушного транспорта, «Проект Веха».
Предметы снабжения, которые не были поставлены на момент окончания войны, но находились на складах или в производстве, были предоставлены СССР по «трубопроводному соглашению», подписанному 15 октября 1945 года. Эти поставки СССР обязался оплатить в долларах. Поставки состояли из запчастей и промышленного оборудования. Были поставлены: электрогенераторы, двигатели, паровые котлы, трансформаторы, моторы, шахтное оборудование, кузнечнопрессовое оборудование, станки. СССР эти поставки оплатил не в полном объеме.
Маршруты и объём поставок
После нападения Японии массовые поставки наконец начались, и 28 декабря 1941 года начали приходить первые грузы.
Положение нормализовалось со второй половины 1943 года. Из обещанных Британией 1000 танков и 800 самолётов, поступило 669 самолётов (на 1 октября 1941 года в составе защищавших Москву фронтов было 568 самолётов) и 487 танков. США к 30 июня 1942 года направили 545 самолётов, 783 танка, 16 502 автомашины. Все это в несколько раз меньше запланированного.
Тихоокеанский, арктический и трансиранский маршруты обеспечили 93,5 % поставок. Ни один маршрут не был безопасен.
Самым быстрым (и наиболее опасным) был арктический маршрут. До декабря 1941 года 40 % поставок шло этим маршрутом, и 15 % грузов из-за деятельности Кригсмарине и Люфтваффе оказались на дне океана. Морская часть маршрута от восточного побережья Америки до Мурманска занимала 2 недели.
Грузы также шли через Архангельск и Северодвинск, откуда по железной дороги шли на фронт.
Тихоокеанский маршрут, обеспечивавший половину поставок ленд-лиза, был относительно безопасным. С началом войны на Тихом океане перевозки могли обеспечиваться только советскими моряками. Япония контролировала незамерзающие проливы, и советские суда часто подвергались досмотру, а иногда топились. Морская часть пути от американского западного побережья до советских дальневосточных портов занимала 18 суток.
Первые поставки по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года. Чтобы увеличить объём поставок, требовалась масштабная модернизация транспортной системы, в частности, портов Персидского залива, автомобильных дорог и железной дороги. С мая 1942 года поставки в среднем составляли 80 тысяч тонн в месяц, а в 1943году — до 200 тысяч тонн в месяц. Далее часть грузов доставлялась судами Каспийской флотилии, а часть грузов грузилась на грузовые автомобили и советскими шоферами доставлялась на территорию СССР. Морская часть пути от американского побережья до Ирана занимала 75 дней.
Для нужд ленд-лиза был построен ряд автомобильных заводов под управлением General Motors. За годы войны с предприятий Ирана в СССР отправлено 184 тысячи автомобилей. В 1945 году заводы были демонтированы и вывезены в СССР.
Черноморский маршрут активно функционировал с 1945 года, когда суда смогли свободно проходить через проливы.
Существовали воздушные маршруты. По одному самолёты летели через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому — через Аляску, Чукотку и Сибирь.
Владивосток переработал импортных грузов в 5 раз больше Архангельска и в 4 раза больше Мурманска.
Грузы, поставляемые в СССР из Великобритании
В СССР были доставлены 4 млн тонн грузов, включая медикаменты и продукты питания. Стоимость поставленных вооружений составляла 308 млн фунтов, стоимость сырья и продуктов питания – 120 млн фунтов. В соответствии с соглашением от 27 июня 1942 года помощь, отправленная из Великобритании, была бесплатной. При этом до этой даты СССР оплачивал поставки со стороны Великобритании валютой и золотом. Общая сумма сегодня оценивается в размере 55 тонн золота. Факт поставок известен в мире благодаря гибели одного из кораблей, перевозивших золото. Это потопление британского крейсера «Эдинбург» в апреле 1942 года.
Другой проблемой поставок Британии был низкий уровень техники. Эта проблема нашла отражение в переписке между главами государств. Также СССР выражал недовольство, что поставки авиатехники были ограничены. В 1941-1942 годах не поставлялись истребители «Спитфайр». Недовольство вызывал факт поставки запасов химического оружия. Можно сказать, что поставки из Британии были ограничены в силу тяжёлого положения самой Британии, хотя и более благоприятного в сравнении с СССР, но напряжённого в силу блокады со стороны Германии.