Этапы становления государства
Древнеримское государство просуществовало практически 12 веков. Небольшое сельское поселение, расположенное на побережье реки Тибр, Рим быстро преобразовался в мощную городскую общину, а после стал империей, которая захватила и держала в повиновении обширные территории и множественные народности. Экономика Древнего Рима была основана на завоевании и разграблении чужих местностей. При всем этом Римское государство сумело изобрести особенную систему управления ими, основанную на учете обычаев данных местностей, но при этом доминировала особенная имперская культура.
История римского государства подразделяется на следующие крупные этапы:
- царский (архаичный);
- республиканский;
- имперский.
Царский период (середина VIII — конец VI веков до нашей эры.)
Царский период продолжался от момента основания Рима (753 г. до н.э.) до свержения последнего царя Тарквиния Гордого в 510 году до нашей эры, он охарактеризован своевременным разделением родового строя.
Царская власть была мощной и всеобъемлющей.
Компетенция монарха включала в себя:
- защиту интересов общинных жителей перед божествами путем произведения общественных гаданий, жертвоприношений;
- заключение договоров общины с другими народностями;
- определение итогов в частных и публичных тяжбах;
- определение вида наказания провинившимся ополченцам во времена военных кампаний;
- выдачу одобрений на апелляционные действия человеку, приговоренному к смертной казни, к народному собранию;
- распоряжение финансовыми средствами государства и др.
Римский сенат, состоявший из старейшин 300 римских родоплеменных общих, представлялся верховным государственным органом власти в царский и республиканский периоды.
Полномочия сената включали в себя:
- ведение внешней политики с другими государствами;
- объявление войн, заключение мира;
- властвование государством в период междуцарствия;
- назначение начальства по представительству консулов;
- формирование плана и ведения учета доходов и расходов;
- распоряжение имуществом государством;
- определение ролей военных действий между полководцами;
- организация набора в войско;
- контроль над командованием, армией, получение отчетов по масштабным военным действиям.
В периоды чрезвычайного положения в целях спасения Рима сенату было разрешено издание постановлений, которые имели силу закона, называли их - сенатусконсультумы ультимумы. В период деспотического правления сенат преобразовался в простой орган центрального управления в Риме.
Народные собрания, состоящие из римских граждан, обладающих дееспособностью, являлись главенствующими законодательными органами государства. Это были:
- куриатные комиции представлены древнейшими родовыми собраниями полноправных членов патрицианской римской общины;
- центуриатные комиции представлены собраниями воинских отрядов;
- трибутные комиции представлены собраниями римских граждан по признаку территориальности.
Изначально римское полноправное население делилось только по признаку происхождения: патриции и плебеи.
Царь Сервий Туллий провел в 555 году до нашей эры реформы, суть которых заключалась в добавлении к существующему сословному делению дифференциацию по имущественному признаку на пять подразделений, объединяя население в 193 сотни (центурии).
Вершину пирамиды занимали самые состоятельные представители римского общества - всадники.
В первом разряде были лица, которые обладали имуществом стоимостью не меньше 100 тысяч ассов, во втором разряде - собственники не менее 75 тысяч ассов, в третьем разряде - не менее 50 тысяч ассов, в четвертом разряде — не менее 25 тысяч ассов, в пятом разряде — не менее 11 тысяч ассов. Все несостоятельные граждане Рима образовали слой пролетариев. В ополчение их не включали, но у них было право голосования во всенародных собраниях. Исход голосования был в прямой зависимости от центурий, первый разряд являлся абсолютным большинством, поэтому решения рассматривались лишь в его пользу.
Родовую общину сменила территориальная, а после того, как последний царь подвергся изгнанию за злоупотребления завершился царский период и образовался республиканский.
Республиканский период (конец VI — конец I веков до нашей эры)
Данный период характеризуется активным развитием народно-властных институтов - магистратур, которые развивались в борьбе между плебеями и патрициями за свои права, а также обширным разрастанием территории государства.
Систему власти государства и управления составляли постоянно действующий сенат, система народных собраний населения Рима, избираемых лиц органов исполнительной власти (различных магистратур).
В народных собраниях голосование производилось открыто: каждый член голосования проходил через мостки и высказывался за своей выбор - кандидата, возле имени которого специализированный государственный служащий ставил отметку.
Во второй половине II века до нашей эры появилось тайное голосование: каждый участник голосования брат табличку, ее с именем кандидата отправлял в специальный резервуар.
С 149 года до нашей эры большая часть дел была передана постоянным комиссиям – «квестионес», они были специализированы на различных категориях дел уголовного характера.
Магистратуры полностью сформировались к IV веку до нашей эры в образе государственного аппарата, главные административные должности в нем были отнесены консулам, преторам, цензорам, эдилам, плебейским трибунам, квесторам, а так же коллегиям. В чрезвычайных ситуациях сенат при помощи представления консулов выбирал диктатора с его обширными полномочиями.
Римская империя (конец I века до нашей эры — середина V века нашей эры)
Ее историю разделена на два важных этапа: принципат и доминат.
Принципат (27 год до нашей эры -284 год нашей эры) - начальный этап монархического правления в Римской Империи, который закончился полным устранением принципов демократии, тоталитаризма личной императорской власти.
Период принципата обусловлен всей полнотой государственной и религиозной власти, которые уже полностью находились в руках у первого гражданина государства (принцепса).
Сенат стал послушным оружием принцепсов.
Доминат (284-476 годы нашей эры) - условное название заключительного этапа развития Рима.
Он охарактеризован следующим:
- полное устранение республиканских институтов;
- функционирование формируемого монарха и лишь ему подотчетным аппаратом во главе стоящей консисторией;
- сосредоточение всего объема светской власти в руках императора;
- раскол Римской империи на Восточную и Западную части;
- начало признания легальности христианской церкви;
- стремительная потеря завоеванных провинций;
- периодические нападения варваров на город и окончательное его падением под их влиянием.