Государственное устройство Древней Индии
В древний период Индия являлась относительно централизованным унитарным государством на территории Индостана и части современного Афганистана. Но составные части страны имели значительную автономию, с которой монарх обязан был считаться, что подтверждают тексты «Архашастры» и Законов Ману.
По правовому статусу и полномочиям монарх в Индии отличался от египетских фараонов и вавилонских царей:
- Во-первых, его личность не обожествлялась. У него не было возможности применять какие-либо телесные наказания по отношению к жрецам;
- Во-вторых, он считался высшим должностным лицом, в чьи обязанности входила охрана подданных;
- В-третьих, законом предусматривалась ответственность монарха за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей;
- В-четвертых, свою власть монарх осуществлял при помощи шаришада (совет должностных лиц). Все это делало власть монарха ограниченной.
Осуществление царской власти происходило при помощи центральных и местных органов государственного аппарата, который был менее многочисленный и бюрократизированный, чем в Древнем Египте.
Все чиновники разделялись на высших и низших, которые принадлежали к определенным категориям и сферам управления.
Административно-территориальное деление Древней Индии на провинции, города и деревни учитывалось при создании аппарата управления. Каждая административно-территориальная единица управлялась специально назначенным чиновником. В провинции управлял близкий родственник царя, через нижестоящих должностных лиц осуществляющий хозяйственный, полицейский и судебный контроль В городских кварталах эти функции выполнял мукхья, относящийся к низшим городским чиновникам. В сельской местности главой являлся деревенский староста.
Законы Ману
Особое место среди источников права Древней Индии занимают законы Ману, возникшие в II в. до н.э. – II в. н.э. Это сборник предписаний в области нравственных и правовых отношений, обязательных для соблюдения населением Древней Индии.
Источники Законов Ману:
- религиозные традиции;
- правовые обычаи;
- нормы морали;
- правовые прецеденты;
- нормативные акты царей Древней Индии.
Исследователи считают, что составителями документа являлась группа брахманом, работавшая над Законами на протяжении продолжительного времени.
Текст разделен на 12 глав и 2685 статей, написанных в форме двустиший. Такая форма имела ряд недостатков. Большой объем затруднял применение правового акта в повседневной жизни. Название глав не указывало на общественные отношения, регулируемые их нормами. Нумерация статей начиналась в каждой главе с начала, что также усложняло их использование и делало возможными ошибки и злоупотребления в суде.
Гражданское право по Законам Ману
Гражданско-правовые нормы находятся в разных главах (I, VIII, IX, X, XI). Так, глава I, содержит несколько статей, относительно основного института гражданского права – собственности. Статья 100 гласит: «Все, что существует в мире – это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно он имеет право на все это».
Законы дают представление о разнообразных предметах собственности (скот, дом, деньги, золото, домашняя утварь, оружие, зерно и др.), что подтверждает значительное развитие гражданско-правовых отношений.
Обязательственному праву, как подотрасли гражданского права, также в законах Ману уделено большое внимание. Законодателем выделены два вида обязательств: из причинения вреда и из договора.
Большое количество статей и развитое отражение гражданско-правовых отношений свидетельствуют о высокой степени развития гражданского права в Древней Индии
Брачно-семейное и уголовное право
В статьях Законов Ману, в первую очередь в III и IX главах, особое внимание уделено семейным отношениям. Они строились на принципе верховенства власти мужа и отца.
Законы Ману выделяют следующие виды преступлений:
- Государственные;
- Религиозные;
- Против личности;
- Против собственности;
- Должностные;
- Против порядка управления;
- Против нравственности.
По степени общественной опасности уголовные правонарушения делились на две группы: тяжкие преступления (совершенные с применением насилия) и все другие (без применения насилия). Тяжкими являлись убийство, грабеж, изнасилование и др.
Любой человек, даже царь, мог быть субъектом преступления, но наказание напрямую зависело от варны, к которой относился виновный.
Хорошо отразилось в Законах Ману понятие рецидива. За повторное совершение правонарушений ответственность повышалась.
Значительное развитие уголовного права подтверждается наличием норм, о «соучастии», «обстоятельствах, смягчающих вину», «обстоятельствах, отягчающих вину» и «обстоятельствах, освобождающих от вины».
Процессуальное право
Глава VIII содержит исключительно нормы, касающиеся состава суда, порядка судопроизводства, видов доказательств.
Процессуальное право Древней Индии закрепляло неукоснительный принцип коллегиальности. При судебном рассмотрении дел должен был соблюдаться установленный законом ритуал.
Важной особенностью была состязательность судебного процесса.
Судебный процесс начинал истец, который подавал заявление и сам представлял доказательства. Затем заслушивали ответчика, после чего судьями тщательно исследовались доказательства сторон. Если же ответчиком полностью признавались претензии, то судьи сразу могли приступить к вынесению решения по делу.
Доказательствами являлись показания свидетелей, клятва, ордалии и вещественные доказательства.
Показания трех свидетелей, обличающие ответчика, были достаточны для подтверждения вины, однако требования к лицам, кто мог стать свидетелем, были достаточно жесткие.
При рассмотрении некоторых дел важнейшими доказательствами считались вещественные. Например, при иске о границах участков, судьям достаточно было межевых знаков.
При отсутствии иных доказательств по решению судей могли быть применены клятва или ордалии (божий суд).