Искусство
Древнейшая цивилизация на территории Греции зародилась на рубеже $III – II$ тысячелетия до н.э. и названа Крито-минойской, в честь самого известного царя острова – Миноса. Подробное изучение её истории произошло благодаря археологическим раскопкам, греческой мифологии и литературе. Именно здесь, по легенде родился Зевс. Сюда же он увёз красавицу Европу. С Крита взмыл в небо Дедал и Икар. Гомер в поэме «Одиссея» рассказывал о Крите как о богатом, культурном и многолюдным острове. Сегодня мы знаем, что минойская культура стала своеобразным мостиком между странами древнего Востока и Европы.
Первооткрывателем критской цивилизации в начале XX века стал английский археолог Артур Эванс, обнаруживший развалины знаменитого Кносского дворца. Он же первым предложил разделить историю и культуру Крита на три этапа: раннеминойский, среднеминойский и позднеминойский.
Открытый археологом Кносский дворец самое показательное произведение критской архитектуры. Он был возведен в начале среднеминойского периода, но впоследствии многократно перестраивался и расширялся. Дворец представлял собой комплекс зданий, включавших более трехсот помещений различного назначения.
Архитектура дворца, как и всех критских сооружений уникальна, отличающаяся от тяжеловесных египетских и стройных и пропорциональных греческих построек. Своим видом она более походит на затейливые театральные декорации под открытым небом. Впечатление усиливают необычные портики, утолщающиеся к верху колонны, многообразные террасы, балконы и лоджии.
Внутренняя планировка комплекса отличается сложностью и на первый взгляд, чрезвычайной запутанностью. Богатые царские покои, сменялись скромными помещениями для прислуги, святилищами, гимнастическими залами, бассейнами, ремесленными мастерскими, хозяйственными помещениями и кладовыми. Но, при всей хаотичности, дворец воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Его центром был прямоугольный двор, с которым так или иначе были связаны все помещения, соединенные коридорами. К позднеминойской эпохе он состоял из двух или трех этажей, не считая подвальных помещений, в которых находились богатые кладовые продовольствия и оружия, а также темницы. Парадные помещения располагались на первом этаже и состояли из большого и малого тронных залов, культовых комнат, амфитеатра для зрелищ. Женская половина включала в себя комнату для приемов, ванные, сокровищницы и хозяйственные помещения. Ощущение запутанности усугублялось благодаря лестницам, и переходам соединяющим этажи. Внезапные спуски, резкие повороты, неожиданные световые эффекты, возникавшие, благодаря, прорезанным в потолке световым колодцам, дополняли сложившееся ощущение.
Коридоры, покои и портики дворца были расписаны красочными фресками, которые дают нам представление о повседневной жизни критян. Мы видим торжественные процессии, ритуальные танцы, прыгающих через быков акробатов. Мирная, веселая жизнь представлена в сценках праздников и состязаний, и что характерно, среди зрителей изображены представители обоих полов. Особенно выделяются в критском искусстве женские образы, с легкой руки первооткрывателя Артура Эванса, названные «дамы в голубом», «парижанка». Некоторые из картин – например – «царь – жрец» напоминают египетскую традицию. Особенно часто, наряду с бытовыми сценами, растительным и животным орнаментом присутствует изображение быка, являвшегося священным животным.
Две особенности критского искусства
- Исключительное колористическое мастерство исполнения.
- Динамика изображений. Критские художники стремятся показать скорость и движение объектов.
Образцом динамической экспрессии могут служить произведения под названием «Игры с быками» или так называемая минойская тавромахия. На фресках мы видим несущихся быков и кувыркающихся на их спине акробатов. Судя по всему, это был религиозный ритуал, связанный с почитанием одного из главных минойских культов – Бога – быка.
Главная черта критского искусства - его миролюбие, безмятежность и жизнерадостность. Мы не найдем здесь ни одной кровавой батальной сцены войны или охоты, в отличие от искусства Древнего Востока или материковой Греции. Это не удивительно. От враждебного внешнего мира остров был отделен волнами Средиземного моря. В то время по близости не существовало ни одной сильной морской державы, а, значит минойцы, могли чувствовать себя в безопасности.
Во время раскопок кносского дворца, под грудой мусора были обнаружены предметы художественного творчества и ремесла – расписные вазы, священные каменные сосуды – ритоны, фаянсовые статуэтки, ювелирные изделия. Монументальной скульптуры обнаружено не было, равно как и статуй богов. Зато в большом количестве встречаются маленькие фигурки, художественные изделия из золота и серебра и расписная керамика.
Расцвет керамики происходит в $XVIII$ веке до н.э. и был назван «Камарес» по месту обнаружения – одноимённой пещере на склоне горы Иды.
В основном керамика этого типа использовалась в дворцовом хозяйстве, религиозных ритуалах, либо в качестве подарка иностранному правителю. Характерной чертой была тонкостенность сосудов, напоминавших яичную скорлупу. Ее украшали многоцветной росписью по черному фону и восхитительным орнаментом. На темный фон асфальтового цвета рисунок наносили сначала белой, а далее красной или коричневой краской различных оттенков. Впервые появляются типичные критские мотивы - стилизованный геометрический, растительный или звериный орнамент. Особенно хорошо у критских художников получалось изображение подводного мира, самым распространённым морским животным был осьминог.
Религия
Конечно, в минойском искусстве жизнь была представлена в приукрашенном виде и на самом деле она содержала не только веселые праздники, но и тяжелые будни. Часто на остров обрушивались природные катастрофы: землетрясения и штормы, нередки были засухи и неурожаи. Жители острова, как и материковой, части, страдали от эпидемий и голода. Для того чтобы защитить себя от проказ непокорной стихии, минойцы взывали к своим многочисленным богам. Религиозность народа, подтверждает частота изображений культовых предметов, таких как двусторонние топоры, двойные рога, столики для жертвоприношений. А также их наличие в жилищах и дворцах.
Главной фигурой минойского пантеона была богиня «Владычица». В критском искусстве мы видим разные ее воплощения. Иногда, она грозная покровительница животного мира, схожая по функциям с греческой Артемидой. Часто – покровительница растительного мира, напоминающая Деметру. Знаменитая фаянсовая статуэтка «Богиня со змеями» рассказывает нам о ней как о повелительнице подземного царства и сравнивается историками с греческой Персефоной. За всеми этими образами просматриваются черты древней богини плодородия, почитавшейся в странах Средиземноморья в эпоху неолита.
Рядом с Великой Богиней мы видим другое божество, олицетворяющее разрушительные силы природы: землетрясения, ураганы, регулярно обрушивающиеся на остров. Оно предстает перед нами в образе быка, на некоторых печатях в виде человека с бычьей головой, напоминающего Минотавра. По греческой легенде Минотавр был сыном Пасифаи – критской царицы и огромного быка, подаренного Миносу Посейдоном – владыкой моря.
Посейдон – в греческой мифологии повелитель водной стихии, один из трех главных богов-олимпийцев, наряду с Зевсом и Аидом. Главный его символ – трезубец, которым вызывал бури, разбивал скалы для образования родников и других источников с пресной водой.
Вероятно, образ быка был схож с греческим Посейдоном, поэтому, чтобы усмирить непокорную стихию, критяне приносили ему обильные жертвоприношения. Символ бога ураганов и землетрясений – знак бычьих рогов, встречающихся почти в каждом святилище и доме.
Главное отличие критской культуры от поздней греческой цивилизации – ее религиозность, накладывающая отпечаток на все сферы духовной и практической деятельности. Это выражалось в найденной в огромном количестве культовой утвари.
По сути, единственным храмом в государстве был дворец, где многие помещения использовались в качестве святилищ для исполнения ритуалов. Среди них были крипты, бассейны для омовений, святилища.
Крипты – тайники, использовавшиеся для жертвоприношений подземным богам.
Царская власть
Все обитатели дворца - храма включая царя, его семью и сановников, выполняли те или иные жреческие функции. Царь был верховным жрецом в государстве, его супруга соответственно жрица Великой Богини – «Владычицы». Судя по всему, в кносском государстве господствовала теократическая монархия.
Теократическая монархия – монархическая форма правления государства, при которой светская и духовная власть принадлежат одному лицу.
Царская особа считалась священной. Ее лицезрение строжайше запрещалось простым смертным. Этим объясняется отсутствие изображений правителя в минойском искусстве, которое можно с уверенностью идентифицировать как изображение царской персоны. Вся жизнь монарха и его семьи подчинялась строгому ритуалу. Царь снисходил до общения со своими подданными, решал государственные дела и отправлял культы в Тронном зале. Прежде, чем войти туда, человек должен был смыть с себя все дурное, воспользовавшись стоящим в холле сосудом для омовений.