Развитие историографии в античный и средневековый период – это период начала развития исторической мысли, являющегося попыткой осмысления происходившего в прошлом и поиска ответов на современные автору проблемы.
Определение и предмет историографии
Историография – это дисциплина из области исторической науки, которая занимается исследованием и критикой работ иных историков.
Сам термин «историография» имеет несколько значений.
Согласно первому значению историография занимается исследованием определенного периода в истории, исследованием проблемы или события.
Второе значение определяет историографию как синоним научной литературы по исторической теме.
Третье значение историографии определяет её как историю формированияисторических знаний, историю развития исторической мысли в определенной эпохе, в той или иной стране.
Первоначально историографами называли авторов исторических описаний при дворе правящих монархов. В Российской империи придворными историографами в XVIII - первой половине XIX в. были. Ф. Миллер, М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин и др.
Историография как научная дисциплина возникла в результате развития исторической науки и необходимости подвести итог исследованиям, сделать теоретический анализ выводов исследователей по той или иной теме. Историография, как научная дисциплина, прежде всего рассказывает о научных концепциях, которые объясняют особенности мирового и регионального развития человечества.
Предметом историографии являются научно-исследовательские школы, те или иные традиции и преемственность в изучении различных проблем в истории, историографический и источниковедческий анализ основных работ исследователей.
В комплекс задач историографии входит раскрытие и анализ приемов, применяемых исследователями в своих работах, освещаются этапы развития различных научных методов и имеющихся способов толкования различных исторических источников.
Развитие историографии в Античности
В период античности, которая длилась с 5 в. до н. э. и до 5 в. н.э. в греко-римской традиции начинают формироваться представления об истории как о длительном процессе прошлого человечества. Появляются первые авторы, целью которых было изложить деяния прошлых времен и свершения современников.
Наиболее известными авторами являются греческие авторы, такие как Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, а также римские историки Тит Ливий, Тацит и другие авторы. Именно название труда Геродота «История» и стало со временем названием науки о прошлом и о его влиянии на настоящее и будущее.
В трудах античных историков была утверждена идея о том, что важным и обязательным условием исторического сочинения является его правдивость.
Обращение к прошлому и запись событий настоящего были вызваны различными факторами. Это и обычное человеческое любопытство, и заинтересованность в том, чтобы события прошлого остались в памяти потомков, а также актуальными для авторов проблемами политической жизни, попыткой понять их причины, последствия к которым эти проблемы могут привести.
Отметим, что для древних греков, для их сознания было свойственно отсутствие представлений о том, что общество меняется со временем. Для греков, как и для многих народов прошлого время было циклично, и повторялось, что отражалось в счете лет по числу годов правления правителя. Динамика же исторического прошлого и настоящего определялась прежде всего внешними факторами, такими как войны, политическое противоборство, упадок или процветание городов и стран, но не имеющимися изменениями в жизни общества.
Аристотель, греческий философ, 4 в. до н.э. определил историю как практическую, эмпирическую науку и отказал ей в выведении неких универсальных выводов по тем или иным вопросам. Всё же главной наукой в то и в последующее время считалась философия.
Развитие историографии в европейском Средневековье
Зарождение и развитие христианства привело к новой универсальной модели исторического развития.
История теперь опиралась на непререкаемый источник – Библию, и всё что в ней было написано являлось непреложной истиной, хотя и толковавшейся и понимавшейся по-разному.
История прошлого стала рассматриваться в связи с историей происхождения и развития мира, описанного в Библии. Первыми историками, которые писали универсальную христианскую историю стали Евсевий Кесарийский и Орозий. Их труды были основаны на опыте библейского рассказа о действиях Бога через избранный им еврейским народ, также эти авторы делают отсылки к формам античных авторов, что являет собою связь с прежней ещё античной традицией.
При этом связь с античной традицией историописания проявлялась в сохранении основных жанров античной истории таких как, анналы, хроники, хронографы и истории. Также средневековыми авторами были широко использованы труды античных творцов, что придавало описываемым событиям красивый риторический слог или же могло пояснить смысл происходящего читателю. Кроме того, средневековые авторы по-прежнему соблюдали принцип достоверности описываемых событий, вели хронологически последовательную цепь событий мировой и собственной истории, внимательно фиксировали и записывали события недавнего прошлого и настоящего.
При этом, в частности в русском летописании, летописные труды по мнению современных исследователей, были своеобразным литературно-религиозным трудом. Целью же русских летописцев было составить и записать всю историю и представить её на Божьем суде. Собственно, как отмечается, знаменитое начало летописи «се повести временных лет», означает, что идет повествование, рассказ о последних, «временных» годах перед наступлением конца света.
В средние века было достаточно большое количество жанров и тем исторических сочинений. Здесь мы видим анналы, хроники, биографии и автобиографии, истории отдельных светских и церковных сообществ, генеалогии правящих и аристократических династий.
Источниками для средневековых авторов служили как рассказы очевидцев, так и иные письменные источники. При этом письменные источники воспроизводились механически, и потому, зачастую летописные сочинения носят компилятивный характер.
Отбор источников исходил из доступности и авторитетности того или иного документа. Главным, авторитетнейшим текстом для средневековой христианской культуры была Библия. Именно библейские сведения служили главным источником для толкования и объяснения происходящих в мире событий.