Историография – специальная историческая отрасль, которая изучает историю исторической науки.
Историография
Термин историография рассматривается в нескольких значениях. В первую очередь, это наука о том, как изучается история, о правильном применении исторического метода и развитии исторического познание. Также этим термином обозначается совокупность каким-либо способом отобранных исторических трудов (историография 1990-х годов о Средних веках). Помимо этого, термин «историография» используется для обозначения изучения взглядов и работ конкретных ученых-историков (анализ причин создания исторических сочинений, выбора тематики, способа интерпретации событий, личных убеждений автора и аудитории, практик использования доказательств и ссылок). Ниже рассмотрена история развития исторического знания о мировой истории.
Философия истории
Одной из задач историографии является изучение развития постижения философии истории – то есть ответа на вопрос о смысле человеческой истории.
К этой области относятся дискуссии о телеологическом конце истории, то есть о возможном развитии истории по какому-то плану, наличии у нее цели, направляющих принципов и конечности во времени.
В развитии философии истории можно выделить следующие основные подходы:
- формационный (К. Маркс, В. И. Ленин и др.);
- цивилизационный (О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский, А. Тойнби и др.);
- мир-системный (И. Валлерстайн, А. Г. Франк, С. Амин и др.);
- школа «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич, Ж. Ле Гофф, и др.);
- эстафетно-стадиальный (Ю. И. Семёнов).
История постижения закономерностей исторических процессов
Огюст Конт, основатель позитивизма, в начале XIX века обещал доказать существование законов развития общества, столь же определённых, как законы гравитации. Однако установить законы исторического развития оказалось не так просто. Немецкий истории Эдуард Мейер ответил, что в течение многих лет исследований он не открыл ни одного исторического закона, не удалось этого сделать и другим. Макс Вебер считал поиск исторических закономерностей бессмысленным. Карл Ясперс считал, что глубокий смысл истории недоступен человеческому пониманию.
Такое отрицание причинной обусловленности исторических событий поставило под сомнение право истории вообще считаться наукой. Бертран Рассел отмечал, что историю можно заставить казаться наукой только при помощи фальсификаций и умолчаний.
На постижение законов исторического развития претендовал марксизм, который выдвинул теорию последовательно сменяющих одна другую общественно-экономических формаций и утверждал, что развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, определяющих сущность формаций. Но такой подход не позволил объяснить различия характеров развития общественных отношений у разных народов.
Освальд Шпенглер и Герберт Спенсер разбирали человеческие общества как биологические организмы, которые рождаются, живут и умирают. Арнольд Тойнби, в 12 томах описав историю 21 цивилизации, попытался сравнить их развитие и пришел к выводу, что цивилизация родилась как «ответы» конкретных обществ на «вызовы» природы или других обществ. Таким «вызовом» могло быть перенаселение, вторжение врагов или любое другое событие, которое ставило под угрозу существование общества, а «ответом» те социальная организация или технические новшества, которые позволили обществу выжить.
К середине XX века место популярнейшей теоретической концепцией исторического развития заняла теория модернизации. Ее создатель, Сирил Блэк, определил, модернизацию следующим образом:
Модернизация — это процесс адаптации традиционных обществ к новым условиям, возникшим в результате промышленной революции.
Изучение развития общественных систем во многом связано с проблемой распространения технических инноваций. Идея диффузии культур были сформулированы в теории культурных кругов. Фридрих Ратцель, Фриц Гребнер и Лео Фробениус считали, что похожие явления в культурах различных народов можно объяснить происхождением их из одного центра, что самые важные элементы человеческой культуры возникают однажды и в одном месте, что дает народам-первооткрывателям преимущество перед другими.
В 1963 году ученик Тойнби Уильям Макнил опубликовал монографию «Восхождение Запада», в которой описал в деталях фундаментальные открытия древнего мира и средних веков, вызвавшие решительные перемены общественной структуры.
Однако эта концепция не дала ответа на вопрос о причинах кризисов, постигавших время от времени различные страны. Экономист Вильгельм Абель, сопоставляя динамики численности населения Европы и цен на товары, сделал вывод, что с XII века до промышленной революции картина циклического развития соответствует мальтузианской теории.
В 1950—1960-е годы мальтузианская теория подробно нашла отражение в трудах Карло Чиполла, Слихера ван Бата и ученых, принадлежащих к французской школе «Анналов»: Жана Мевре, Фернана Броделя, Пьера Губера, Эммануэля Ле Руа Ладюри, Эрнеста Лабрусса. В 1958 году редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», которая на первый план в исследованиях выдвигает проблему циклических изменений. Вскоре существование «новой исторической науки» признал весть западный мир. В Англии она получила название новой научной истории, а в США — новой экономической истории, или клиометрии. Клиометристы описывают исторический процесс при помощи закладываемых в память компьютеров огромных числовых массивов и баз данных.
В 1974 году вышла «Современная миросистема» Иммануила Валлерстайна, который, развивая идеи Ф. Броделя, показал, что развитие мирового рынка неразрывно связано с неравномерностями экономического развития.
В 1991 году появилась опиравшаяся на неомальтузианскую теорию демографически-структурная теория Джека Голдстоуна. Она предлагала детализированный подход, рассматривая, в частности, влияние перенаселения не только на простой народ, но и на элиту и государство.