Истоки императорского культа
Императорский культ – это форма государственной религии, при которой императоры или их династии почитаются как полубоги или божества.
В отношении происхождения императорского культа существуют самые разные мнения. Почти всем древневосточным обществам была присуща традиция сакрализации царской власти, а вот её формы в разных государствах значительно отличались друг от друга.
Царя в Древнем Иране считали носителем особой божественной благодати, дарованной богами. Он был представителем бога на земле и окружался особым почетом.
В представлениях эллинов главным признаком «обожествления» персидского царя было коленопреклонение (проскинеза). В Греции проскинезу совершали только перед статуей божества или перед его алтарем в исключительных случаях.
В Персии проскинеза – это всего лишь элемент придворного этикета.
Месопотамский царь считался человеком земным, которого боги избрали на царство и его культ прекратил свое развитие в первой половине II тысячелетия до нашей эры.
В Египте же традиция почитания царей как богов была важной частью религиозных и политических представлений. Однако между эллинистическим царским культом и культом египетских фараонов ничего общего практически нет.
Фараон был носителем сакральной царской власти, поэтому его культ был максимально подчинен строгим религиозным канонам. В течение всей жизни фараон подчинялся выработанному стандартному ритуалу, цель которого заключалась не столько в его возвеличивании, сколько в обеспечении реализации сакральной функции царской власти. Далеко не все фараоны имели индивидуальные святилища и воздвигали собственные статуи в храмах египетских богов.
Большая часть ученых считает, что культ эпохи эллинизма был порожден греко-македонской идеологией и древневосточные традиции почитания царской власти не повлияли на его формирование. Представления греков о возможности перенесения на человека божеских почестей составляли основу культового почитания эллинистических монархов.
Правитель в эпоху эллинизма не почитался только за то, что является царем. Культ царя был воздаянием почета за личные заслуги конкретного монарха, поэтому всегда был прочно «привязан» к личности царя и его деятельности.
Кризис полисной системы в первой половине IV века до нашей эры, открыл дорогу авторитарным режимам и в политической практике чаще стали использоваться божеские почести. В греческом мире именно в этот период зарождается культ правителей как идеологический и самостоятельный феномен. Начало этого процесса связано с именем спартанского наварха Лисандра. Победы, одержанные им в решающих сражениях Пелопонесской войны, принесли ему непререкаемый авторитет.
После смерти Лисандра такого деятеля в Балканской Греции не было в течение длительного времени, поэтому культ в это время не развивался.
В становление культа в античном мире значительный вклад был внесен Филиппом II и Александром Македонским – территории, захваченные ими в Элладе и на Востоке, в рамки традиционной македонской монархии не укладывались и они стремились приравняться к древним царям-героям.
Однако, желая получить божеские почести, Александр игнорировал интересы и настроения эллинов и македонян, в результате почитание его как бога не получило распространения. Более того, оно имело дискредитирующий эффект и превратилось в символ угрозы и деспотизма.
Исторические имперские культы
Для всеобъемлющей религии Египта каждое явление имело свое божество, а действия народа были строго регламентированы верованиями. Для укрепления власти царской семьи, жрецы – главные советники фараонов, постепенно создали культ фараона, который считался высшим человеком и посланником бога на земле. Египтяне считали богов сверхъестественными, но материальными силами, которые имели человеческие потребности в еде, жилище, слугах. Они, как и люди, проявляли свои эмоции, проживали почти человеческую жизнь, страдали от боли, судились, обманывали и могли быть смертны.
Монарха императорского Китая называли Сыном Неба, принадлежащего к небесному роду. Поскольку он был представителем Неба на Земле, то являлся законодателем Поднебесной и носителем небесного мандата. Воля императора считалась священным указанием. Такими императорами были Желтый и Нефритовый императоры.
В древнеримском обществе, ещё до Цезаря, просматривались зачатки священной монархии. Цари были духовными вождями и патрициями с высоким положением в обществе, например, царь Нумитор. Ромула, одного из основателей Рима, отождествляли с «непобежденным богом» Квирином.
С развитием империи постепенно был установлен культ императора – им поклонялись как богам, что стало естественной частью римской религии. Начало этому положил Октавиан Август и культ в течение нескольких десятилетий распространился по всей империи.
Рисунок 1. Октавиан Август. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Диоклетиан ввел проскинезу (коленопреклонение), упрочив тем самым культ императора и сделав священным всё, что относилось к его личности.
В Византийской империи обожествление императора было прекращено после введения христианства Константином Великим.
В древней Японии для каждого рода вводили свою родословную к одному из богов. Императорская семья своего бога (ками) имела в качестве главного и важного из всех.
В знатных семьях это стало обычаем и происходило вплоть до Мэйдзи Исин, когда император Японии стал почитаться на волне подъема национализма.
После Второй мировой войны к императору Хирохито стали применять понятие Арахитогами – это понятие о «боге, который стал как человек».
Организация императорского культа
Культ императора имел различные формы организации и иерархию жрецов.
Жрецы целой провинции занимали высшее место и возглавляли, связанные с императорским культом, провинциальные собрания из местной знати.
Должность такого жреца могла быть временной или пожизненной и обычно увенчивала карьеру местного знатного и богатого деятеля.
Для городов были характерны свои фламины императорского культа. Их представляли лица, прошедшие все муниципальные должности.
В распространении императорского культа активное участие принимали императорские отпущенники и рабы, занятые в администрации.
В разной местности они принимали участие в организации Большой коллегии почитателей императорских Ларов и Изображений.
Среди простых людей в городской и сельской местности существовали коллегии почитателей императоров и их «божественного дома».
Проводниками официальной идеологии были военные и ветераны, игравшие такую же роль. Религиозная форма выражения верноподданнических чувств охватывала все слои общества.
Посвящения императору совмещались с посвящением другим богам. Богов и богинь именовали Августами, с атрибутами которых изображались императоры и их жены.
Например, Септимию Северу как Юпитеру Всеблагому Величайшему и жене его Юлии как Юноне Царице посвящалась надпись в Лептисе.
Септимий Север в ней назван Солнцем, сыном Юпитера. Жены императоров изображались с атрибутами Юноны, Венеры, Цереры.
Складывалось представление об иерархии, объединяющей Землю и Космос – от народа к царю, от него к элементам, составляющим мир, от элементов в богу, от бога к миру.
Знать, мечтавшая о хорошем императоре, распространяла культ императорских добродетелей, особенно обожествленные императорские победы.
За благополучные поездки и возвращения императора приносились торжественные жертвы, давались частные и общественные обеты.
Древняя коллегия Арвальских братьев была тесно связана с императорским культом. Начиная с Августа, императоры были главами римского культа, великими понтификами и могли реформировать тот или иной культ на свое усмотрение.
В более позднее время в культе стали играть большую роль жертвоприношения быка, кровью которого очищали верующих. Цель этих жертвоприношений заключалась в испрошении здоровья и благополучия для императора.
Правда, в раннем христианстве некоторые авторы делали попытку выступить против культа, который поработил все народы Рима, против его правителей, запятнавших себя кровью. Таких, как братоубийца Ромул, известных своими преступлениями, не следовало даже в храм пускать, а не то, что поклоняться ему как богу.