Иконоборчество: сущность предпосылки и периодизация
Иконоборчество – так называется религиозное и политическое течение в Византийской империи в VIII — начале IX века, которое было направлено против почитания икон в христианстве.
Времена иконоборчества в Византии делят на два этапа:
- Первый этап (730—787) продолжался около 50 лет, начался во времена правления императора Льва III и закончился регентством императрицы Ирины. Границей между двумя этапами служит Седьмой Вселенский собор и последовавшее за ним временное восстановление иконопочитания.
- Второй этап (814—842) длился около 30 лет. Он начался в период правления императора Льва V и закончился в период регентства императрицы Феодоры.
Борцы с иконами считали, что иконы противоречат Священному Писанию. Поскольку в Ветхом Завете было сказано, что «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» то иконы являются свидетельством идолопоклонства и должны быть убраны из христианской жизни.
Появлению иконоборчества способствовала сложная внешняя и внутренняя ситуация в стране. В результате арабских завоеваний были утеряны плодородные и богатые провинции Сирии, Палестины, Египта, Месопотамии и Северной Африки.
Потеря плодородных и богатых регионов привела империю к кризису. Началось сокращение денежного обращения, города стали приходить в упадок. Нашествия болгар, авар и славян и Балканском полуострове также не способствовали развитию страны. Города стали превращаться в крупные деревни. Единственным по-настоящему крупным городом и культурным центром оставался Константинополь.
Потеря доступа к производству египетского папируса привела и к падению уровня грамотности и образования в Византийской империи. Памятники античности, привезенные в город ещё в IV в., стали вызывать у горожан неосознанные страхи.
Отражением специфического мироощущения в этот период византийской истории является популярность нового жанра в литературе – пророчеств, которые заменили популярные ранее истории. Жители Византии утратили связь со своим прошлым и стали жить с постоянным чувством приближающегося конца света.
В период культурного и экономического упадка второй половины VII века стал происходить рост неупорядоченной практики почитания икон. Так, отдельные фанатики ели штукатурку, соскобленную с икон святых чтобы избавиться от болезней.
Такое поведение вызывало опасения церковных деятелей, видевших в подобных практиках угрозу возвращения к язычеству.
Первый период
Следующим этапом развития иконоборчества в Византии стало правление Льва III Исавра (717–741).
Именно этот император стал использовать недовольство чрезмерным почитанием икон как основу для создания новой объединяющей идеологии для византийского общества.
В результате византийское общество разделилось на две части –иконопочитателей (иконодулов) и иконоборцев (иконокластов). В Империи начались восстания против действий правителя, который приказывал замазывать иконы или разрушить скульптурное изображение Христа в центре Константинополя.
Иконы стали удалять с видных мест, чтобы люди перестали их лобызать и кланяться им. Против императора выступила итальянская Равенна, население Греции и Кикладских островов, и в самой столице начались волнения. Когда придворный. выполняя приказ, пытался разрушить скульптуру Христа, находившуюся в центре города, его растерзала толпа, состоявшая в основном из женщин и монахов.
Римский Папа Григорий II (715 - 731) выступил против таких нововведений. На Латеранском соборе в 731 г. иконоборчество было единодушно осуждено. В ответ император отправил к берегам Италии флот Византии, а часть доходов с земель Папы стали поступать уже в казну Византии. Епархии Рима, которые находились в Сицилии, Далмации, Сицилии и в Калабрии были переведены согласно указу императора под управления константинопольского патриарха.
Наиболее ожесточенные споры вокруг почитания икон пришлись на время правления императора Константина V Копронима (741–775).
Новый император оказался фанатично предан движению иконоборчества, что и отразилось в его деятельности как правителя. Согласно решению Иерийского собора, созванного в 754 г. иконы и мощи подлежали полному запрету, а их почитатели были объявлены «древо- и костепоклонниками». Началось преследование духовенства, их земли отбирались, а сотни монахов были отправлены в тюрьмы. В 771 г. монахам монастырей одной из областей Византии было предложено уйти в мирскую жизнь и жениться или умереть. И многие выбрали пытки смерть.
Чтобы спастись тысячи монахов бежали в Рим и на Сицилию.
Преследования касались только иконопочитателей среди духовенства, но мирян, по-прежнему почитавших иконы, не преследовали.
Политика иконоборчества привела к падению влияния Византии в Италии. Лангобарды взяли столицу византийского экзархата Равенну. И владения Империи остались лишь на юге полуострова. А Папа Римский Стефан II (752 - 757) помазал на царство правителя франков Пипина Короткого, ставшего королем при большой поддержке Рима. Тем самым римский престол стал ориентироваться в большей степени на Франкское королевство.
При сыне Константина V Копронима, Льве IV Хазаре иконоборчество пошло на спад, и партия иконопочитателей стала возрождаться. Жена императора Ирина поддерживала иконопочитателей, и вскоре в императорском дворце появились не только иконы, но и заговор против императора. Но заговор был раскрыт летом 780 г., заговорщики были осуждены и сосланы, а жену удалили из дворца.
Но уже 8 сентября 780 г. Лев IV Хазар заболел и умер, возможно отравленный каким-то ядом.
Императору наследовал его сын Константин VI, а регентом при нем выступала мать императрица Ирина. К этому времени иконопочитатели стали брать вверх среди правящей верхушки, и Ирина готовилась официально вернуть иконопочитание.
VII Вселенского собора в Никее состоявшийся осень 787 г. отменил акты собора 754 г. и восстановил иконопочитание.
Второй этап
Путем разнообразных и жестоких политических интриг, междоусобиц, к власти в 813 г. приходит военачальник Лев V Армянин. И он оказался тайным иконоборцем. на поместном соборе в марте 815 г. патриарх был отрешен от своей должности, а собор пришел к запрету почитания и изготовления икон.
Против императора иконоборца сложилась оппозиция, которую возглавил бывший его соратник Михаил Травл. Зимой 820 г. Травл сказал что-то нелестное в адрес императора, за что тот арестовал его и решил сжечь. Жена отговорила совершать казнь в канун праздника Рождества, и тот на свою беду послушался жену.
Итогом стало нападение на императора в праздничную ночь заговорщиков, притворившихся певчими и проникших во дворец и в церковь. Император был убит.
Михаил II Травл проводил политику терпимости к иконопочитателям, но поставил патриархом иконоборца Антония.
При преемнике Михаила, императоре Феофиле иконоборчество усилилось. Император был не обделен государственными талантами, покровительствовал наукам и искусствам, но стремился возродить уходящую идеологию иконоборчества.
После смерти императора 20 января 842 г. иконопочитание было возвращено на Константинопольском соборе того же 842 года. А в 843 г. при императрице Феодоре и патриархе Мефодии было окончательно утверждена традиция иконопочитания.
Иконоборчество привело к падению влияния на западе, политическим кризисам внутри страны, но также способствовало усилению богословской мысли, чтению и копированию различных церковных книг.