Исторический источник – это продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения информацию о прошлых временах, воссоздания представлений о той или иной исторической эпохе либо личности, выдвижении гипотез о причинах тех или иные исторических событий.
Классификация исторических источников
При классификации источников учитываются их происхождение, форма и содержание.
Типы исторических источников:
- вещественные (материальные) - инструменты, изделия ручной работы, предметы быта, посуда, украшения, одежда, оружие, монеты, архитектурные сооружения и др.
- изобразительные - изобразительно-художественные и изобразительно-графические;
- письменные - надписи на керамике, металле, камне; граффити – написанные вручную тексты на стенах зданий, посуде; письма на бересте, рукописи на бумаге и папирусе, печатные летописи, свидетельства и прочие документы;
- фонические (устное народное творчество) - легенды, песни, поговорки, пословицы, сказки, анекдоты.
Также дополнительно выделяют:
- этнографические памятники - сохранившиеся остатки культуры древних народов;
- лингвистические памятники: личные имена, географические названия и т.д.;
- кинематографические и фотографические документы; видео- и аудиозаписи.
При изучении древней истории приоритетное значение имеют материальные источники (артефакты) – разнообразные археологические находки, свидетельствующие о событиях прошлых эпох.
При изучении периода Нового времени на первый план выходят письменные источники - архивные документы, официальные и законодательные акты, мемуары, периодические издания и т.д. В современном мире государства тщательно охраняют исторические документы, собирая их в архивы.
Особое место в них занимают частные письма и дневники. По степени субъективности они прочно занимают первое место. Однако, здесь нужно отметить, что написание мемуаров иногда является способом свести с кем-то счеты, поэтому исследователям следует понимать, что подобные воспоминания надежны только на 50%.
Социальная информация, содержащаяся в письменных источниках, кодируется. Для ее использования необходимо отделить художественные приемы, присущие эпохе и автору, от первоисточника и объективной информации, зафиксированной летописцем.
В звуковых источниках (например, граммофонных и патефонных пластинках, магнитофонных лентах, компакт-дисках) информация выражается в виде звуков человеческой речи, музыки, шумов и т. д.
Исследование источников
Наличие исходной информации не является гарантией объективной реконструкции прошлого, ведь информация о прошлом подвержена множеству искажений из-за субъективного характера источников:
- Во-первых, информация в источнике преломляется через сознание определенной исторической эпохи. Ведь источники выступают как отголоски культуры прошлого, отделенные от нас не только временем, но и разрывом в традициях. Поэтому их интерпретация затруднительна.
- Во-вторых, на содержание источников влияет психология отдельных социальных групп, к которым принадлежали авторы источников.
- В-третьих, происходит искажение информации, когда она проходит через определенное мировоззрение создателей этой информации.
Следовательно, историкам необходимо, максимально расширить базу источников, а также изучить как внешнюю, так и внутреннюю критику источников.
На помощь исследователю приходят так называемые вспомогательные исторические дисциплины, изучающие определенные виды и аспекты исторических источников:
- архивное дело (теория и практика архивов);
- геральдика (наука о композиции и толковании гербов);
- генеалогия (изучение родословных);
- дипломатия (проверяет подлинность официальных исторических документов);
- кодикология (изучает историю создания, содержание и судьбу рукописных книг);
- нумизматика (наука об истории чеканки монет);
- историческая метрология (изучает историческую эволюцию мер и весов);
- герменевтика (искусство интерпретации древних текстов);
- палеография (изучает особенности древней письменности);
- хронология (наука об изучении исторического времени);
- сфрагистика (анализ содержимого печатей);
- эпиграфия (изучение древних надписей на камне, керамике, стекле).
Не менее важна такая сложная дисциплина, как источниковедение, являющаяся отраслью исторической науки, которая разрабатывает теорию, методологию, технику изучения и использования исторических источников.
Необходимо придерживаться последовательности в изучении исторических источников, учитывая, что часть информации, содержащейся в источнике, может быть скрытой. При этом исследователю нужно понимать необходимость комплексного подхода в изучении источников. Источник, например, воспоминания, не подкрепленные документальным материалом, не может считаться объективным историческим источником. Иногда, чтобы выявить истинный ход событий, одного источника бывает недостаточно.
Информационные факты, представленные в источнике, выступают только как историческое сырье, на его основе историк должен воссоздать научный факт, который, в отличие от исторического факта, отражает определенный феномен действительности объективно, а не лишь в сознании историка. А для этого историку должны прийти на помощь теории, накопленные знания и критические методы работы с источником. Следовательно, при изучении источников необходимо:
- расширять круг источников, которые вводятся в научный оборот;
- повышать их информационного воздействия;
- совершенствовать методы хранения, обработки, анализа и передачи информации.