История появления гладиаторских боев
За время своего существования гладиаторские бои были:
- развлечением,
- карательной мерой,
- частью политической игры.
Гладиаторы вызывали радость и ужас, их любили и боялись. Многие стереотипы представлений о гладиаторах и боях на аренах связаны с тем, что все они были рабами. Но, однако, как показывают результаты археологических раскопок, а также изучения древних документов, дела обстояли несколько иначе.
Точная дата появления гладиаторских игр как вида развлечений в Древнем Риме не известна. В то же время римские хроники точно указывают дату начала гладиаторских игр как массового мероприятия. Произошло это в 106 году до н.э. Это также известно из юридических документов. Так, во многих решениях римского сената было сказано, что с этого момента все города с аренами должны заботиться об их благоустройстве и содержании. Также примерно 106 г. до н.э. датируются первые свидетельства того, что государство брало на себя все расходы за гладиаторские бои. Отсюда следует, что обычай гладиаторских игр существовал задолго до этого.
Общая характеристика гладиаторских боев
Само латинское слово «гладиатор» происходит от слова «gladius» (меч) и переводится как «меченосец». Изучение древнеримских традиций привело историков к мысли, что изначально гладиаторские игры были чем-то вроде наказания или исполнения судебного приговора. Скорее всего, первые гладиаторские игры проводились среди военнопленных и приговоренных к смертной казни преступников. Два человека были вооружены мечами и были вынуждены драться. Того, кто выжил в битве, оставляли в живых. Видимо, этот обычай зародился среди римских солдат, поскольку римская армия, как и большинство древних армий, имела «традицию» истреблять все мужское население захваченной колонии. Со временем традиция смогла приобрести массовый характер и стала очень популярной у всех римлян.
Было несколько типов гладиаторов. Как правило, они различались:
- по принципу вооружения и амуниции,
- по типу противника, с которым им приходилось сражаться.
Кроме того, римские письменные источники говорят, что в Колизее устраивались масштабные битвы, в которых принимали участие десятки, а иногда и сотни гладиаторов, а по особым случаям организовывались «морские» сражения, для чего на арене устанавливалось несколько декоративных кораблей, а сама арена затоплялась водой. Все это показывает, что гладиаторские бои отличали не только колоссальные капитальные вложения, но и хорошая организация.
Подавляющее большинство гладиаторов были рабами, но только самые сильные, выносливые и лучше подготовленные рабы подходили для битв на арене. Более того, одних физических данных для этого было недостаточно; гладиаторам нужна была подготовка, умение сражаться и владеть определенными видами оружия. Недаром вид оружия был одним из определяющих факторов типа и имени гладиатора. Более того, заставить человека драться было не так просто. И хотя страх смерти – отличный стимул, этого было недостаточно, требовались и другие стимулы.
Успешные гладиаторы, даже будучи рабами, получали множество привилегий, число которых по мере их продвижения по карьерной лестнице увеличивалось.
Существует много письменных свидетельств того, что гладиаторы могли выходить в город по специальным документам. Профессиональные гладиаторы хорошо питались, их одежда и жилье были высокого уровня. После каждой битвы выживших раненых гладиаторов лечили римские врачи. Опиум использовался как обезболивающее. Со временем самые успешные гладиаторы смогли обрести свободу, при этом большинство из них оставались гладиаторами и продолжали таким образом зарабатывать себе на жизнь.
Гладиатор как профессия
С ростом популярности кровавых видов спорта в Древнем Риме возникли и школы гладиаторов. Избранных рабов начинали готовить, превращая их в профессиональных бойцов. Подготовка гладиаторов проводилась по армейскому образцу, с дополнительным обучением обращению с оружием экзотических типов, например, с боевой сетью. После указа императора Нерона в 63 году н.э. женщинам было разрешено участвовать в играх. При этом еще до этого гладиаторские школы начали принимать не только рабов, но и жителей империи. Согласно римским хроникам, уровень смертности в этих школах был относительно низким, учитывая род занятий. Таким образом, можно сделать вывод, что гладиаторские бои в какой-то момент стали чем-то вроде спорта. Интересно также, что битву судили не только император и толпа, но и специально назначенный судья, который часто мог влиять на решение императора, помогая выжить самым эффективным, но побежденным гладиаторам.
Если гладиатор не мог сражаться, он поднимал указательный палец, тем самым останавливая битву, признавая свое поражение и прося императора решить свою судьбу. По желанию императора, победитель должен был прикончить побежденного или оставить его в живых. В играх, организованных в самом Риме, императоры высказывали свои решения с помощью жестов. Если гладиатор мог произвести впечатление на публику своей военной доблестью, его могли помиловать. Императоры, устраивающие сражения, могли пожалеть гладиатора, но нельзя было спасать жизнь каждому гладиатору, дабы поддерживать репутацию бесстрашного и сильного государя, которому чужды слабость и чрезмерное сострадание.
Хотя широко распространено мнение, что поднятый палец означал «жизнь», а опущенный палец означал «смерть», на самом деле в древнейших играх в протянутый в любом направлении палец означал «смерть», символизируя обнаженный меч, а «жизнь» означал большой палец, спрятанный в кулаке, символизируя меч в ножнах. Крики толпы также играли важную роль.
Таким образом, гладиаторов можно считать профессиональными спортсменами своего времени, а не просто толпой людей, которых заставляли сражаться на арене. Римляне относились к гладиаторам с обожанием. В те мрачные времена их популярность была колоссальной. В связи с этим гладиаторы часто становились политическим инструментом, целью применения которого было завоевать любовь народа к будущему императору, потому что Римом всегда правил тот, кого любила толпа. Гладиаторские бои были запрещены с 404 года н.э. из-за распространения христианства по всей империи.