Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Политическая система германских государств: княжеский абсолютизм и республики

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История / Германские земли в XVII – начале XIX в. / Политическая система германских государств: княжеский абсолютизм и республики
Политическая система германских государств: княжеский абсолютизм и республики

Положения Вестфальского мира

Подписание Вестфальского мира 1648 года закрепило плату немецкого народа победителям за мир. Этот документ воспринимался современниками как первая немецкая конституция (после принятой в 1356 году Золотой буллы). Его назвали «Прагматической санкцией империи» и «Вечным законом». Трактат 1648 года юридически упорядочил отношение князей с императором. Современники видели в нём закрепление старинной «немецкой свободы».

В реальности в этом документе закреплялась политическая раздробленность германских земель. Хотя они продолжали называться Священной римской империей германской нации, между тремястами суверенных княжеств не существовало каких-либо прочных связей.

Самыми крупными землями стали:

  • в Центральной и Северо-Восточной Германии – Саксония, Бранденбург, Мекленбург;
  • в Западной Германии – Ганновер, Гессен, Брауншвейнг;
  • в Южной и Юго-западной Германии – Вюртемберг, Австрия, Бавария;
  • Майнское, Трирское и Кёльнское архиепископства - курфюршества;
  • Зальцбургское архиепископство.
Замечание 1

О мизерной площади большинства германских земель говорят такие данные: в Саксонии существовало 20 независимых княжеств, в Франконии – 29, в Вестфалии – 52. Средняя площадь одного суверенного княжества не достигала 30 кв. км. Князья мелких княжеств использовали предоставленные им трактатом права, чтобы закрепить собственную обособленность. Император потерял остатки своих властных полномочий.

Усиление абсолютной власти князей

Единство империи кроме императора отождествлял выборный орган – рейхстаг. С 1663 года он превратился в постоянно заседающее собрание депутатов от всех трёхсот государств. Рейхстаг состоял из трёх курий:

  1. князей-курфюрстов;
  2. представителей от рыцарства и мелких князьков;
  3. посланников от городов.

В таком виде орган просуществовал вплоть до ликвидации Священной римской империи в 1806 году. Преобладание князей позволило им утвердить несколько важных положений, укрепляющих их абсолютную власть:

  • в 1654 году – право вводить дополнительные сборы на военные нужды без подтверждения решением местных ландтагов;
  • в 1658 году – запрет ландтагам проводить свои сессии без разрешения князя, а также жаловаться на князя в рейхстаг.

Рейхстаг потерял власть, князья могли действовать без общеимперских указов. Этот орган превратился в пустую вывеску фиктивного существования единой империи.

Вслед за рейхстагом князья наступают на права территориальных сословных органов – ландтагов. Сначала князья захватили в свои руки право вводить новые налоги. Затем ландтаги потеряли возможность собираться на заседания в полном составе. В большинстве германских земель часть функций ландтагов были переданы созданным из числа депутатов комитетам. Такие комитеты легко подчинялись воле правителя и выполняли его волю. В тех княжествах, где ландтагам удалось сохранить право регулярного сбора на сессии в полном составе, их функции были сведены к регистрации решений князя. Таким образом, князья взяли в собственные полномочия законодательную функцию некогда избираемых органов власти.

Политика князей и государство

Князья, сосредоточив в своих руках финансовую и законодательную функции , получили возможность провести в своих владениях централизацию управления. Ими была создана постоянная армия, преданная полиция, многочисленная администрация. Содержание государственного аппарата и княжеского двора тяжёлым бременем легла на плечи крестьянства. С 1650 года налоги на крестьянство постоянно увеличиваются.

Замечание 2

Сохранение раздробленности делало неэффективным проведение политики меркантилизма, характерную для абсолютных государств. Проведении такой политики в маленьких княжествах лишь усугубило положение немецкого народа. Княжеский абсолютизм стал тормозом экономического и культурного развития Германии.

Губительна оказалась и внешняя политика князей. Они оказались зависимы от Франции, выступающей гарантом Вестфальского мира. Французские представители оказывали давление или подкупали германских князей, чтобы направить их внешнеполитические устремления в нужное Франции русло.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24