Оппозиция светской власти
Наибольшего размаха оппозиция добилась в средневековых городах. Поговорка «городской воздух делает человека свободным» подтвердилась большим проявлением своих интересов именно горожанами. В XIV-XV веках внутригородская борьба ремесленников против патрициата разгорелась с собой остротой.
Цеховые организации способствовали объединению ремесленников города и более чёткому формулированию своих требований. Но их победа зависела в этот период в большей степени от направленности самого города. Так, цехи одержали победу и добились удовлетворения требований в городах с сильным ремесленным производством. Например, в Аугсбурге и Кёльне. В городах Ганзейского союза, направленных на торговлю с другими странами, победа досталась купечеству. Ремесленные цехи потерпели поражение.
Проявление оппозиции церкви
Немецкое бюргерство критически относилось к католической церкви. Когда король Людвиг Баварский пошёл на открытый конфликт с папой, горожане стали поддерживать императора. Среди бюргеров получили распространение мистические идеи Таулера, Сузе и Эккарта. Мистики утверждали возможность соединения Бога и души человека, так как она порождена Богом и несёт его свет. Учение представляло опасность для католической церкви. Мистики утверждали, что внешние проявления набожности не указывают истинный путь. Только сам человек через внутреннюю религиозность может найти дорогу к Богу.
В XV веке в Германию из Нидерландов приходит учение о новом «благочестии». Она распространилась именно в городской среде. Участники движения называли себя «братьями общей жизни» и попытались создать прообраз «нового благочестия» в реальной жизни. «Братья» отрицали схоластику, как ненужную для практической морали. Они критиковали безнравственный образ жизни большей части духовенства. Чтобы показать пример высокой нравственности и истинного благочестия не нужно уходить в монастырь. Для этого достаточно жить в труде, духовно совершенствоваться и каждодневно добросовестно выполнять своё мирское предназначение. «Братья» поселялись общинами единомышленников. Совместно они просвещали общество и очищали себя от скверны. В практической деятельности это выразилось в заботе о больных, поддержке школ в городах, переписывали книги.
Требования бюргерства
Выразителем основных требований бюргерства в XIV-XV веках стала политическая статья «Реформация императора Сигизмунда». Дату появления памфлета относят к 1439 году. Недовольство горожан существующими порядками в Германии нашло отражение в злободневном произведении. В нём поднимаются острые вопросы и предлагаются реформирование светского и церковного устройства.
Предложенные преобразования:
- Формирование централизованного Германского государства.
- Полный запрет междоусобных войн. Для этого требуется обуздать своеволие рыцари и полностью подчинить князей немецким городам.
- Отказ от раздробленности в денежных знаках, системах мер и весов. Единая унифицированная система для всей страны даст новый толчок развитию экономики.
- Введение единого общегосударственного судопроизводства.
- Отстранить духовных лиц от решения светских вопросов, сократить численность монахов.
- Для развития торговли запретить цеховые ограничения, ввести единые таможенные сборы и препятствовать образованию монополий.
- Возвратить общинные угодья крестьянским общинам, забрав их у феодалов.
- Аннулировать наследственную зависимость крестьян.
Неизвестный автор памфлета считал, что добиться описанных требований можно лишь при содействии «малых», то есть простых людей. Провести преобразования способны лишь светские лица.