Загадка Галичского клада
Уникальный Галичский клад был обнаружен археологами в марте 1836 года в окрестностях села Туровское (рядом с г. Галичем в Костромской области). Клад состоит из 56 предметов, изготовленных из бронзы, серебра и меди. Многие из них, к сожалению, утеряны. Некоторые тайны клада так и остались неразгаданными.
В настоящее время артефакты Галичского клада хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Историческом музее в Москве и Галичском краеведческом музее. Клад датируется серединой II тыс. до н.э. (эпоха бронзы).
Все содержащиеся в нем предметы имеют ритуально-культовое назначение. Среди них: кинжал с рукоятью в форме змеиной головы, изогнутые ножи-ланцеты, фигурки идолов в масках, фигурки людей и животных, маски-личины, украшения и др.
По версии археологов, некогда эти вещи находились в захоронении шамана или его кенотафе (имитации захоронения без тела умершего).
В результате проведенных исследований выяснилось, что Галичский клад связан с сейсминско-турбинским транскультурным феноменом. Это понятие включает в себя совокупность археологических памятников на просторах Евразии (от Финляндии до Монголии), богатых металлическими изделиями, в первую очередь, из бронзы.
В этот период появились техники тонкостенного литья, благодаря которому люди научились изготавливать полые втулки для наконечников копий и топоров. Так появились надежные скрепления наконечников с рукоятью.
По мнению ученых, племена металлургов и коневодов двигались с Алтая в западном направлении через пространства лесостепной Сибири, тайги, Уральские горы в направлении Восточной Европы. Воины-кочевники прекрасно владели оружием ближнего боя.
Отличительной особенностью этих воинов-кочевников было оружие ближнего боя, созданное на основе новых технологий бронзолитейного дела.
Характерным предметом сейминско-турбинского типа из Галичского клада является кинжал с рукоятью в форме змеи и пластинчатым клинком.
Еще один интересный предмет из этого клада – это рукоять. На ней обозначена голова змеи с открытой пастью и раздвоенным языком-жалом. Данный артефакт не сохранился до нашего времени, его можно увидеть только на рисунке. Образ змеи встречается и на других сейминско-турбинских кинжалах, что указывает на общие мировоззренческие взгляды их создателей.
Возможно, в то время образ змеи был связан с развивающимся шаманством и ассоциировался с представлениями о нижнем мире.
Связь шаманских представлений с культом змеи в эпоху бронзы доказывают и находки в шаманских погребениях на территории Восточной и Западной Сибири.
Создатели Галичского клада
Цивилизация, создавшая Галичский клад, относится к абашевской культуре, получившей распространение на территории Европейской части России и Южном Урале в середине II тыс. до н.э.
Именно представители абашевской культуры были одними из первых, кто начал применять боевые колесницы. Также они умели выплавлять медь и бронзу.
Предметы, содержащиеся в Галичском кладе, являются современниками египетского фараона Рамзеса III.
Носители абашевской культуры, создавшие Галичский клад, в основном занимались скотоводством. Разводили крупный рогатый скот. Земледелие играло второстепенную роль.
Их жилища представляли собой жилые однокамерные помещения с тамбурной частью, общей площадью около 15 кв. метров. Они могли использоваться не только как жилые помещения, но и как производственные. Конструкция всех построек была одинаковой. Их стены были устроены из вертикально поставленных столбов, а крыши были двускатными.
Отличаются своеобразием их изделия из глины – это большие колоколовидные и маленькие острореберные сосуды. Изделия декорированы орнаментом.
Носители абашевской культуры разрабатывали месторождения богатых мышьяком медных руд урало-тобольского региона. Медь и мышьяковая бронза использовались ими для изготовления украшений, пластинчатых орудий труда и оружия.
Примерно половину всех металлических изделий (чаще всего украшения) они изготавливали из чистой меди, а другую половину – из мышьяковой бронзы.
Абашевцы сооружали невысокие овальные и круглые курганы. Среди них встречаются простые земляные насыпи, курганы с каменными оградками, кольцевыми рвами и следами столбов по кругу.
В одном кургане находятся 1-2 погребения. Могильные ямы имеют прямоугольную форму. Дно их обычно выстилали берестой, а сверху его засыпали песком или известью. Стенки могильных ям обкладывали деревом или обмазаны глиной.
Если яма имела овальную форму, то в нее вставляли деревянную камеру прямоугольной формы. Иногда ее заполняли золой и угольками, под насыпями прослеживаются остатки кострищ.
У абашевцев были культы солнца и огня.
В Галичском кладе было найдено три бронзовых идола в «лучистых» головных уборах. Вероятно, эти предметы принадлежали шаману.