Франсуа Кенэ (1694 — 1774) — это французский экономист, один из основоположников школы физиократов.
Биография Кенэ
Будучи сыном земледельца, лишь в 12 лет Франсуа научился от огородника-подёнщика грамотности. Дальнейшее образование он получал у сельского священника и в начальной школе соседнего городка. В 17 лет уехал в столицу, где получал образование и работал помощником гравёра. Изучение медицины начал в 1710 году.
Трудолюбивый и энергичный, в 1718 году Кенэ женился на дочери бакалейщика с приданым, получил степень доктора хирургии и возглавил больницу города Мант. Местная аристократия пользовалась его услугами; благодаря её поддержке он напечатал первый труд: «Observations sur les effets de la saignée», в котором резко восстал против воззрений влиятельного врача Сильва, обосновывая на физиологическом уровне психологию и настаивая на целительном воздействии природы.
В 1734 году герцог Вильруа предложил Франсуа, к тому моменту вдовцу с двумя детьми, работу медиком в своём парижском доме. В 1737 году Кенэ получил степень профессора и стал секретарём Хирургической академии. Участвовал в борьбе хирургического цеха и «факультета» — официальной медицины — запрещавшего хирургам заниматься терапией.
В качестве врача мадам де Помпадур с 1749 года попал ко двору и в 1752 году стал лейб-медиком Людовика XV. В его салон сходились люди разнообразных партий — Гельвеций, Дидро, Д'Аламбер, Дюкло, Бюффон, Мармонтель, Морелле, маркиз Мирабо (старший), Тюрго.
Экономические изыскания Кенэ начал уже в преклонном возрасте. Первые статьи в этой сфере, посвящённые налогам и вопросу цен на хлеб, были в 1756 году напечатаны в «Энциклопедии» Дидро под рубриками «Grains» и «Fermiers» .
В 1758 году издал «Экономическую таблицу», а с 1766 года начал сотрудничество с «Journal de l’Agriculture, du Commerce et des Finances», который выходил под редакцией Дюпона де Немура. В этом, а также в другом журнале физиократов, «Éphémérides du citoyen», Кенэ разместил свои экономические статьи: «l’Analyse du gouvernement des Incas du Pérou», «Observations sur l’intérêt de l’argent», «Dialogues sur les travaux des Artisans», «Le despotisme de la Chine». Дюпон де Немур в 1767—1768 гг. издал сочинения Кенэ под названием «Physiocratie», давшим название «физиократы» его последователям.
В статье «Китайский деспотизм» (1767), Кенэ, описывая общество и политику Китая, обращается не к действительным сведениям о стране, а к своим представлениям о благотворности восточного деспотизма, при котором государство управляется на основе «естественных законов».
В 1773 году издал труд: «Recherches Philosophiques sur l’Evidence des Vérité s Geometriques», в котором изыскивал квадратуру круга. Его ученики в появлении труда усмотрели признаки потери умственных способностей. Кенэ в это же время лишился должности придворного врача.
Основные идеи
По соображениям Кенэ, в мире правят законы, установленные Богом во благо человека; но жизнь находится в противоречии с принципами естественного порядка. Это несоответствие Кенэ объяснял неразумным использованием свободной воли и столкновением в обществе двух интересов: личного, сводящегося к желанию наслаждения и избегания страданий, и разумно понимаемого, учащего человека, что, помимо обязанностей перед собой и своих желаний, существуют обязанности перед Богом и людьми.
При полной свободе действий господствует разумно понимаемый интерес, и устанавливается всеобщее счастье. Положительное право прежде всего должно признать основной закон — право человека на свободу и на возможность пользоваться своей собственностью без помех. Не учитывая историческое происхождение неравенства в обладании вещами, Кенэ признавал за человеком безграничное право распоряжения своей собственностью как угодно, ибо она – результат его труда.
Человек имеет право на существование и может требовать от общества возможность трудиться; но общество обязано давать ему лишь минимально необходимые для существования средства. Все остальное он должен добывать, как и где угодно.
Во главе государства Кенэ ставил абсолютную власть, которая одна может осуществлять и охранять порядок, основанный на преследовании разумного интереса. Лишь абсолютный монарх не заражён личными интересами, лишь он один может давать народу познание естественных законов. В основу общественной организации Кенэ положил деление общества на три класса:
- производительный класс – земледельцы, создающие чистый доход;
- класс бесплодный, не создающий нового, а перерабатывающий добытое в другую форму;
- класс собственников, пользующийся чистым доходом.
Основу рассуждений Кенэ составлял чистый доход от земли. Он считал справедливым 4/7 дохода предоставлять в пользу собственников, 2/7 отдавать государству и 1/7 - духовенству. Существование класса собственников он обосновал необходимостью свободных сил для управления государством и развития духовной культуры.
Критика
Работы Кенэ раскритиковал Карл Маркс. Он отвергал аксиоматику таблицы, назвав ложной теорию «чистого продукта», а концепцию деления общества на три класса — ошибочной. По мнению Маркса, Кенэ не отразил механизмы воспроизводства в ситуации становления капитализма и их внутреннюю противоречивость.
Согласно распространенной среди марксистов точке зрения, система Кенэ имеет лишь исторический интерес: её главные положения пали под воздействием фактов. Это обосновывается тем, что более никто не верит в существование навсегда установленных законов организации общества, а надежда на разумно понимаемый интерес осталась иллюзией. Согласно марксизму все виды труда создают ценности.
Марксисты признают ценность системы Кенэ в отдельных аспектах, например, что обмен материальных благ совершается на основе равноценности, зависящей от затрат труда, и что лишь труд лежит в основе материального благосостояния и культурного развития.
Существовали и другие взгляды на работы Кенэ. С 1960-х гг. его систему развивал Н. Руденко, его достижения высоко оценил А. Сахаров. Считается, что составив первый вариант схемы межотраслевого баланса «затрат-выпуска», Кенэ проторил путь для моделей экономического баланса В. Леонтьева и Л. Вальраса.