Территориальная иерархия штатов
Сословное представительство во Франции имело структурную иерархию по территориальному принципу: общегосударственный орган – Генеральные штаты, далее шли провинциальные и местные представительные органы. Большинство из местных штатов – это ассамблеи рыцарей, консулов и баронов. Впервые такие органы возникли ещё в XIII веке. К ним относятся ассамблеи на местном уровне в графстве Ажена и графстве Керси, в сенешальствах Бокера, Каркассона и Тулузы. Подобные организации на провинциальном уровне были образованы в Нормандии и Лангедоке.
На этапе формирования централизованного государства создаются Генеральные штаты. Централизованное государственное представительство возникло позднее выборных органов на местах.
Представительство от французских сословий не соблюдало строгое подчинение между отдельными звеньями. Площадь страны была достаточно велика, что препятствовало своевременному созыву Генеральных штатов. В XIV веке наряду с созывом Генеральных штатов могли быть собраны штаты в регионах Лангедойля и Лангедока. Они рассматривали такие же вопросы и выполняли роль удаленных сессий Генеральных штатов. Одновременно собирались областные и местные штаты.
Состав Генеральных штатов
Выборы в Генеральные штаты проходили по сословиям. Каждое сословие сформировывало отдельную палату. Их было три: духовенство, дворянство и депутаты от городов. Каждая палата проводила заседание отдельно и имела при голосовании один голос.
В палату от духовенства входили прелаты, лично приглашённые королём. Дополнительные депутаты избирались из должностных церковных лиц на областных собраниях духовенства или в монастырях. В палату от дворянства приглашались от лица короля крупные феодалы. Светские феодалы отражали интересы землевладельцев. Третья палата горожан была представлена членами городского самоуправления, влиятельными горожанами и богатыми купцами. Обычно депутаты не избирались, а назначались городским советом. К концу XIV века эта палату получила новое название – палата третьего сословия.
Принцип выборности в средневековой Франции был развит слабо. Дольше всего назначались или приглашались депутаты из дворянства. Только к концу XV выборы стали проходить от всех трёх сословий.
Палата, обладая одним голосом, могла не согласиться с решением двух других палат. Но в жизнь проводились решения принятые большинством голосов (два голоса против одного).
Значение и роль Генеральных штатов
Король решал, когда и где пройдёт следующее заседание Генеральных штатов. Орган не стал действующим на постоянной основе. Монарх назначал созыв штатов под давлением неблагоприятных обстоятельств. Сам он не отсчитывался перед Генеральными штатами. Чаще всего король требовал от представительного органа новых вливаний в казну. Депутаты могли обсуждать политические проблемы, но право принимать решение по ним оставалось за королём. Поэтому значение Генеральных штатов во Франции было меньше, чем значение парламента в Англии.
Слабость Генеральных штатов выражалась в противоречиях между сословиями. Городские избранники обычно поддерживали короля в проведении централизации власти и предоставляли ему для этой цели значительные субсидии. Причиной разногласий служил вопрос о введении новых налогов. Горожане стремились добиться отмены привилегий двух первых сословий и заставить их платить налоги наравне с городским и сельским населением.
Крестьянство не получило права отправлять своих депутатов в Генеральные штаты. Поэтому лавный представительный орган Франции стал местом поиска компромисса между королём, двумя привилегированными сословиями (духовенство и дворянство) и богатыми горожанами.