Философия истории — это специальный раздел философии, отвечающий на вопросы о закономерностях и смысле исторического процесса, о способах реализации человеческих сил в истории, о путях обретения человеческого единства.
Дисциплинарные пределы
Существуют определенные трудности в определении границ между философией истории и социологией, философской антропологией, философией культуры и историческими науками. Из-за этой сложности возникает двойственность трактовки философии истории:
- как ответвления философского знания;
- как социологии.
Статус «философии истории» как объекта философского знания обосновал профессор Оксфорда П. Гардинер, предложивший установить разграничение между вопросами «внутри истории» и вопросами «об истории». К вопросам второго рода он относил:
- «Является ли история наукой?»;
- «Каким образом мы узнаём исторические факты?»;
- «Существуют ли законы истории?»;
- «Объективно ли историческое знание?»;
- «Какова природа исторических теорий?»;
Социолог Питирим Сорокин утверждал, что социологией изучаются явления взаимодействия людей и явления - результаты этого взаимодействия, а философий истории изучается общество как универсальный объект с универсальными характеристиками.
Немецкий философ П. Барт выразил противоположную точку зрения, утверждая, что существует лишь одна наука о судьбе человечества, независимо от названия — социология, философия общества или философия истории.
Этапы развития философии истории
Можно выделить несколько этапов в развитии философии истории:
- Античность;
- Средние века;
- Новое время.
Античность.
Уже мыслители античного времени стремились упорядочить исторические знания, периодизацию истории и постичь её направленность.
Относительно рождения философии истории как самостоятельной науки и первых ее авторов существуют разнообразные точки зрения.
Французский философ Жозеф Эрнест Ренан пальму первенства отдаёт пророку Даниилу, автору описания смены четырёх монархий, долгое время служившего источником вдохновения для христианских писателей и основой истории народов Европы времён Средневековья. Другим «отцом» философии истории часто называют Аристотеля. Гесиодом в поэме «Труды и дни» была предпринята попытка регресистской периодизации истории: золотой век, век серебра, век меди, век героев и век железа. Возможность возврата к «золотому веку» иллюстрирует циклическое движение.
В античности уже возникли прогрессистские представления, согласно которым развитие человечества шло от звериного образа жизни к цивилизованному. Подобная идея прослеживается у Дикеарха и Демокрита. Однако «естественнонаучные» демифологизирующие воззрения были маргинальны для того времени и пригодились лишь в позднее Просвещение при создании материалистами теории прогресса.
Схожая идея прослеживается в поэме философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей». В ней говорится о начальном зверином состоянии человечества, и о выходе людей из него.
Средние века.
Христианство предложило первую настоящую историософическую идею.
Впервые было введено понятие равенства людей перед Богом и общей судьбы народов мира. Конкретное историческое событие приобретало значение только по отношению к большему событию или большей цели, достижение которой влечёт прекращение исторического процесса. В христианской традиции таким событием стал Судный день, являющийся финалом человеческой истории и придающий потенциальный смысл всем частным событиям.
Однако в христианской эсхатологии отрицается всякая ценность мирской истории человечества, и поэтому подлинной философии истории здесь никогда не было, а были только догматика и история церкви. Мышление основано на переплетении античной всеобщей истории и библейско-церковной истории, созданной Евсевием, Юлием Африканом, Иеронимом и Августином. В те же рамки были введены и хроники самого Средневековья.
Разложение схоластики породило секуляризованный рационализм, который преобразовал античную онтологию в естественнонаучно-математическую метафизику законов природы. Историки, освобождённые от власти церковных догм, либо разрушали догматы католицизма, либо пели князьям панегирики. Лишь мавристская филология дала основанную на источниках и свободную от интересов историю как результат настоящей монашеской аскезы.
Философы в своих системах предоставляли место истории лишь в приложениях, где выражались личные взгляды на жизнь или подчиняли эту науку рационализму и механистическим воззрениям. Из этого возникает суррогат, который предшествует философии истории, современное светское естественное право.
В результате Великих географических открытий в поле зрения европейцев попали туземные народы с их «первобытным» образом жизни, что побудило к сравнению их с древними германцами, описанными Тацитом, скифами Геродота и с самими древними греками. Из этой программы сравнения выросла философия истории эпохи Просвещения, позднее поставившая перед всемирной историей цель в виде идеи прогресса человечества.
Против просветительской цели цивилизации и теории прогресса резко выступил Руссо, который отрицал всякую ценность истории. Его колебания между идеалами примитивной начальной стадии и полной демократией, завершающей историю, дали импульс дальнейшему развитию философии истории. Этот импульс усиливался Французской революцией, которая основывалась на идеях Руссо и принудила человечество к большему осмыслению истории.
Философия истории вышла из противопоставления идеям Французской революции.
Основные подходы
Среди подходов к развитию философии истории на современном этапе можно выделить основные:
- формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие);
- глобально-формационный (Ю. И. Семёнов);
- цивилизационный (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер Ш. Айзенштадт, Д. М. Бондаренко, Б. С. Ерасов, С. А. Нефёдов, И. В. Следзевский, Г. В. Алексушин);
- новая наука истории (М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф, Ф. Бродель и другие)
- мир-системный (И. Валлерстайн, М. А. Чешков, А. Гундер Франк, С. Амин, Дж. Арриги, К. Чейз-Данн, Л. Е. Гринин Т. дус Сантус, Дж. Абу-Лутход, А. И. Фурсов, А. В. Коротаев и другие)
- синергетический (И. Пригожин, С. П. Курдюмов, Г. Хакен, Г. Г. Малинецкий, Л. И. Бородкин, С. П. Капица, П. В. Турчин, А. П. Назаретян и другие).