В III веке на японских островах образовался обширный племенной союз, занимавший остров Кюсю и южную часть острова Хонсю, район на котором позже были провинции Ямато, Сэцу и Коти. В позднейших сведениях говорится о «царстве Ямато» на острове Хонсю. Из этого союза и выросло Японское государство. Первоначально оно лежало на северной части Кюсю, южной части Хонсю, а с середины IV в. и на южной оконечности Корейского полуострова. Возникновение государства происходило в процессе борьбы вождей племенных групп, а во второй половине V в. гегемонию в общеплеменном союзе захватила племенная группа Ямато.
Возникновение раннефеодального государства
Формирование в Японии раннефеодального государства относится ко второй половине IV в.
Оно выразилось в изменении отношений между местными вождями и главами племенного союза — царями Ямато. Первые теперь рассматривались не как самостоятельные фигура, а как представители центральной власти. Также изменились отношения между вождями и общинниками. Вместо «приношений» которыми становилась часть охотничьей добычи стал выплачиваться оброк зерном и продукцией ремесла; также появилась обязанность производить ирригационные, строительные и осушительные работы. О феодальных производственных отношениях свидетельствует и выделение из общины владений родовой знати, постепенно превращавшейся в феодалов. На их полях работали попавшие в зависимость крестьяне из числа обедневших общинников. От появившихся раньше рабов, бывших домашними слугами, они отличались тем, что сохраняли имущество, и не подлежали продаже. Многие историки называют таких землепашцев полусвободными.
Труд полусвободных способствовал развитию производительных сил, играя большую роль в образовании Японского государства. В эту категорию попала значительная часть китайцев и корейцев, занесённых на острова миграционными волнами или увезённых во время японских набегов на Корею. Эти выходцы из Китая и Кореи были носителями более развитой культуры, в том числе земледельческой техники. Часть переселенцев составляли ремесленники — кузнецы, гончары, ткачи, плотники, вышивальщики и т. д. Местные вожди предоставляли возможность владеть своим имуществом и орудиями производства, но обязывали жить компактными группами в определённых местах и отбирали у них часть продукции продукцию. По своему положению, тем самым, такие ремесленники приближались к рабам, но их отличало то, что господин не мог продавать их. Таким образом, наряду с феодальными отношениями в Японии имели место и рабовладельческие.
Но дальнейшему развитию рабовладельческих отношений мешали многие факторы. В первую очередь то, что земледелие находилось в руках общинников. В условиях горной местности были невозможны крупные латифундии, создающие выгодные условия применения рабского труда. Также были ограничены источники пополнения рабов. В основном их захватывали во время набегов Корею. Но там в VI в. выросло мощное государство Сияла, которое успешно отражало японские набеги и в 562 году даже смогло вытеснить японцев из Миманы. Приобретение рабов на островах из племён айнов и хаято было связано с трудными походами и сталкивалось с сильным сопротивлением. Так что путь рабовладельческих отношений в VII в. исчерпал свои возможности, и Япония пошла по пути развития феодализма.
Господствующими феодальные отношения в Японии стали во второй половине VII в. Процесс утверждения феодализма сопровождался борьбой, между отдельными группами правящего класса, стремившимися к власти. Ещё в начале VII в. род царей Ямато проявлял тенденцию считать свою власть принципиально отличающейся от власти других знатных родов. В этой связи в 605 г. принц-регент Умаядо объявил «закон из 17-ти статей». Тогда же стали регулярно отправляться посольства в образовавшуюся в 589 г. в Китае Суйскую империю. Передаваемые посольствами послания впервые содержали новый титут тэнно, который использовали правители Японии во внешних сношениях. Этот титул до сих пор сохранился за правителями Японии и переводится на другие языки словом «император». В последовавших событиях была большая роль у внешних факторов:
- Политическое влияние централизованной феодальной империи Китая;
- Влияние китайских права и политических теорий;
- Влияние иерархически организованной буддисткой церкви.
Все они способствовали преодолению связанных с остатками родоплеменной разобщённости представлений.
«Переворот Тайка»
В этих условиях в 645 году принц Наканоэ уничтожил род Сога, которому удалось на время оттеснить царский род Ямато от власти. В этом «перевороте Тайка» царский род был поддержан родом наследственных жрецов синтоизма Накатоми, а также массой полусвободных крестьян и ремесленников, которые хотели освободиться от полурабского состояния. В 646 г., было объявлено об уравнении их в правах с феодально зависимыми крестьянами. Так «переворот Тайка» утвердил в качестве господствующего феодальный способ производства.
Этот же манифест отменял все частные владения, и передавал землю в собственность государства. Таким образом все население стало держателями государственных наделов.
Крестьяне получали подушные наделы и облагались зерновым налогом и налогом на продукты домашнего ремесла, а также несли повинность на общественных работах определённое число дней в году. Правящий класс сохранял земельные владения в виде должностных и ранговых наделов. Владение землёй обуславливалось службой и имело бенефициальный характер. Крестьяне не лишались личной свободы; за ними сохранялось имущество и орудия производства, но они потеряли право покидать наделы, оказавшись фактически прикреплёнными к земле.
Для государственного управления создавался обширный аппарат, состоящий из центральных органов (Верховный государственный совет и подчинённые ему восемь ведомств) и местных властей (наместники провинций и уездные начальники). Всё население должно было нести военную службу. Вводилась построенная по китайским образцам система светского образования для подготовки чиновников. Этот строй получил фиксацию в 701 году в своде законов — Кодексе Тайхорё.
Земли феодалов
Считалось, что феодалы имели земли также в виде полученных от государства «наделов». На самом деле эти наделы отличались от крестьянских коренным образом. В их состав входили «должностные наделы», «ранговые наделы» и «наделы, полученные за заслуги перед государством». Также существовали жалованные императором земли. Наименьший надел феодала по размерам превосходил крестьянский надел в 40 раз.
Должностные и ранговые наделы давались на срок службы в должности или ранге. Жалованные наделы были пожизненными. Наделы за заслуги могли быть даны на одно, два или три поколения, а иногда и навечно. Однако поскольку все владельцы наделов принадлежали к аристократии, а также заполняли весь аппарат государственного управления, превращение права пользования в право собственности оставалось вопросом времени.
Помимо земельных наделов феодалы получили в качестве «кормовых пожалований» ещё и крестьянские дворы. Жившие в таких дворах крестьяне отдавали половину зернового налога в казну, а другую половину феодалу, к которому были приписаны. Промысловая подать целиком шла феодалу.
Проведенные после «переворота Тайка» законодательные мероприятия укрепили в Японии положение феодалов. В основном они были потомками родовых старейшин, превратившихся в феодальную аристократию и закрепивших за собой важнейшие политические и экономические привилегии.