Причины борьбы светской и церковной власти
После смерти Карла Великого, его империя распалась на три самостоятельных государства. Одним из них было Восточно-франкское (позднее Германское) королевство, управляемое представителями саксонской династии. Германия, в отличие от других европейских стран, переживавших период раздробленности, обладала политическим единством. Особых успехов, в области становления сильной королевской власти добился Оттон I, подчинив своей воле всех крупных феодалов. Следующей целью правителя стало получение императорской короны из рук Римского папы.
К $X$ веку, положение пап было крайне нестабильным. Церковь представляла собой жесткую централизованную систему с влиятельной епископской властью, и, фактически представляла собой государство в государстве. Она получала от королей земельные пожалования, и к $XV$ веку владела $\frac{1}{3}$ обрабатываемой земли, контролировала просвещение, сделав, монастыри основными его центрами. Однако, несмотря на свое богатство и могущество, она сильно зависела от воли светских властей.
Принятый Оттоном императорский титул, поставил его вровень с римским папой. А сакральный его смысл позволял императорам полностью контролировать церковные институты на территории государства. Избрание епископов и аббатов проводилось с санкции светских правителей, где до официальной церемонии клирики должны были принести императору клятву верности и оммаж.
Оммаж – главная часть обряда принесения вассальной присяги сеньору, где задавался главный вопрос: «Хочешь ли ты быть моим человеком?». После положительного ответа, сеньор брал руки вассала в свои ладони и оба приносили друг другу клятву верности – Фуа. Завершением обряда являлась инвеститура – наделение вассала земельным участком.
Так, церковь была включена в светскую политическую структуру империи, превратившись в главную опору правителя. Германские императоры свободно распоряжались церковными кафедрами в Италии, низлагали и возводили на престол пап. Первые императоры бесцеремонно вмешивались в выборы пап, заменяя неугодных своими ставленниками. Последний раз, такой шаг был сделан императором Генрихом $III$ – сторонником Клюнийской монастырской реформы, которую с энтузиазмом претворял в жизнь императорский кузен, папа Лев $IX$ ($1049 – 1054$). Естественно, такое положение вещей не устраивало понтификов, которые повели борьбу за освобождение от назойливой опеки императоров и захват не только духовных, но и политических позиций в католическом мире.
Можно выделить следующие причины борьбы светской и духовной власти.
- Спор за инвеституру, прекратившийся в связи с принятием Вормсского конкордата в $1122$ г.
- Стремление императоров занимать господствующие позиции в Италии и самостоятельно здесь властвовать.
- Теократические притязания германских императоров на территории Италии. В $XII$ веке началось возрождение римского права, во главе которого стояла идея державной власти, переданной императору народом. Её не могла ограничить ничья сила и воля. Император представлялся «владыкой мира», «покровителем церкви». Конечно, папы не могли смириться с данной теорией, шедшей вразрез с их собственными притязаниями.
Борьба церкви и королевской власти
Ситуация постепенно изменилась к концу $XI$ века, когда папство вновь стало набирать силу и укреплять власть. Церковь постепенно освободилась от имперской опеки. Первый шаг к этому сделал Николай II, учредив конклав кардиналов.
Конклав – коллегия кардиналов-епископов из семи человек (собирающихся в одноименном помещении), созываемая через несколько дней после смерти папы, для избрания преемника. Учрежден Николаем $II$ в $1059$ году.
Так церковь начала борьбу за независимость от влияния светских властей. Следующим этапом стал открытый конфликт между папами и императорами на почве борьбы за инвеституру. Издавна, привилегией императора считалось назначение епископов в пределах государства.
Епископы стояли на верхних ступенях имперской иерархии, наделялись крупными земельными ненаследственными (в отличие от светских феодалов) держаниями, поэтому инвеститура для императора имела огромное значение. Однако, в $1075$ году папой Георгием $VII$ была осуждена данная церемония, а император Генрих $IV$ был вызван в Рим для ответа о допущенных прегрешениях. Генрих $IV$ пытался низложить папу, но тот, в свою очередь, отлучил светского правителя от церкви. Положение усугубилось внезапно вспыхнувшими восстаниями феодалов, вследствие чего, император вынужден был отправиться в Каноссу, где три дня простоял босиком на снегу, вымаливая у понтифика прощение. Это событие показало резко возросший авторитет Ватикана.
Завершил борьбу за инвеституру Вормсский конкордат, заключенный $23$ сентября $1122$ г. между императором Генрихом $V$ и папой Каликстом $II$. Договор был ратифицирован на Первом Латеранском соборе в $1123$ году. Согласно нему, право инвеституры было разделено между церковной и светской властью. Духовную инвеституру осуществлял папа. Император даровал епископам светскую инвеституру, жалуя владения и наделяя вассальными обязанностями. Однако, папа пошел на три крупные уступки:
- признал вассальные обязанности епископов перед императорами
- допускал присутствие императора при избрании епископов в Германии
- разрешал императору высказывать в спорных вопросах свое мнение.
Император обязался проводить выборы без симонии и принуждения. Он также не мог присутствовать на выборах епископов в Италии и вручал символы светской инвеституры лишь спустя шесть месяцев после вступления епископа в должность.
Симония – купля-продажа церковных должностей и духовного сана
Вормсский конкордат стал крупной победой церкви. Однако, борьба на этом не закончилась. Она продолжалась и в правление представителя династии Гогенштаунфенов Фридриха $I$ Барбароссы (Рыжебородого), правившего во второй половине $XII$ века ($1152 -1190$). В то время, как Барбаросса отправился в Италию за короной императора, здесь вспыхнуло восстание против папы и знати. Инсургенты овладели городом, но охотно бы признали власть нового императора, если бы тот не испугался восстания, потребовав восстановить на папском престоле низложенного Адриана $IV$. Северо-итальянские городские общины, превратившиеся в настоящие республики, не захотели признать Барбароссу и восстановить его регалии.
Регалии – совокупность прав и привилегий короля в феодальной Европе, зафиксированные в ряде договоров в эпоху борьбы королей со светскими и духовными феодалами ($XII$ в.). К регалиям относились феодальные права сюзерена (опека над малолетними вассалами, утверждение наследства и т.д.), права на выморочные и бесхозяйственные имущества, остатки от кораблекрушений, найденные сокровища, выдача охранных грамот, таможенная, монетная, почтовая регалии. Король мог жаловать различные регалии своим вассалам.
Первоначально, император сломил сопротивление ломбардцев, во главе которых стоял Милан. Разрушил город, поставил в Северной Италии своих судей и обложил денежными взносами местное население. Между тем, восстановленный в правах Адриан $IV$, умирает. На конклаве двумя группировками были выбраны два понтифика – немецкого и итальянского происхождения. Собор решил спор в пользу немца, однако, многие страны отказались принять это решение. Воспользовавшись ситуацией, итальянский претендент на престол Александр $III$, укрывшись во Франции, послал Фридриху отлучение от церкви. В этой неоднозначной ситуации вновь вспыхнуло восстание в Северной Италии. Не имея достаточных военных сил, император не смог оказать достойного сопротивления, и вынужден был отказаться от притязаний на северо-итальянские области и признать верховную власть новоизбранного папы.
Наивысшей власти церковь достигла при папе Иннокентии $III$ ($1198–1216$), правившем $37$ лет. Он объявил себя не только преемником апостола Петра, но и наместником Бога на земле, заставляя преклонять перед собой колени и целовать туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один европейский светский правитель. При Иннокентии $III$ расширились границы папской области, он активно вмешивался во внутренние дела европейских государств, одно время даже смещал и возводил на престол императоров, считался верховным судьей для католиков. Так, церковь стала открыто выказывать притязания не только на духовную, но и светскую власть.
В борьбе светской и духовной власти за первенство верх одержала последняя. Однако и она приходит в упадок вскоре, после ослабления Священной римской империи. Что было обусловлено следующими причинами.
- Перенос папской резиденции из Рима в Авиньон в начале $XIV$ века. Пока существовала Священная Римская империя, города находили поддержку церкви в борьбе с императорами и немецкими феодалами. Однако, с исчезновением этой опасности, итальянские города погрязли в усобицах, вследствие чего, папы посчитали не совсем удобным проживание в Риме.
- Окончательное укрепление власти национальных светских правителей.
- Подрыв нравственного авторитета церкви, которая, в борьбе с династией Гогенштауфенов преследовала в первую очередь, сугубо политические и материальные интересы.