Особенности эллинистической культуры
Период эллинизма характеризуется взаимопроникновением греческой и восточной культуры.
Термин «эллинистическая культура » имеет два определения:
- хронологическое – культура эпохи Эллинизма;
- типологическое – культура, возникшая при сочетании греческой и местной культур.
Важным элементом культуры III – I вв. до н. э. стала эллинизация населения завоеванных стран востока греками-переселенцами. Образ жизни, правила строительства городов, идеалы в литературе и искусстве опирались на греческие традиции. Влияние восточной культуры на греческую было не так заметно и нашло отражение в религии и общественном сознании.
Происходит изменение политической обстановки для развития культуры. Эпоха характеризуется зависимостью от нескольких крупных государств, а не от множества мелких полисов. Эти державы были едины в культурном и языковом развитии, отличаясь только правящими династиями.
Благодаря мобильности населения эллинистическая культура широко распространилась по миру. Ранее такое было невозможно из-за слабости контактов восточных государств и полисной закрытости греческих городов.
Важный фактор развития культуры: государственная поддержка. Монархи стремились показаться просвещёнными и не жалели денег на культуру.
Птолемей I в начале III в. до н. э. основал в городе Александрии Мусей – центр поддержки культурной деятельности, первую очередь литературной и научной. Гордостью династии Птолемеев стала Александрийская библиотека. К концу эллинистической эпохи в ней хранилось около 700 тысяч папирусных свитков.
Новая тенденция культуры: создание библиотек. Переда информации письменным путём вытесняла ораторское искусство из повседневной жизни во дворцы правителей.
Пути распространения эллинистической культуры
Для проникновения эллинистической культуры в местные традиции использовалась система образование и привлекательность греческого образа жизни.
В каждом восточном городе-полисе открывались гимнасии и палестры, строились ипподромы и стадионы, функционировали театры.
Работу школ контролировали выборные люди из числа граждан полиса. Они же подбирали учителей, проверяли полуженные учениками знания. Школы существовали на средства полисной казны и пожертвования царей и граждан. Гимнасии являлись центрами культурной жизни полиса.
Ещё один фактор распространения культуры: праздники. Как уже ставшие традиционными, так и вновь созданные.
Кроме привычных Дионисии и Апполонии на Делосе проводились торжества в честь Птолемеев или Антигонидов. В Александрии праздник Птолемеи не уступал по своим масштабам олимпийским состязаниям.
Обязательным элементом каждого праздника становились театральные постановки, торжественные шествия, угощение всех собравшихся гостей, различные состязания и игры. На такие торжества приезжали гости из всех государств эллинистического мира.
Значение эллинистической культуры
Эллинистическая культура способствовала возникновению постоянных контактов между европейскими (в лице греков и македонян) и афро-азиатскими народами. Эти отразилось в военных походах, развитии торговых отношений и культурном сотрудничестве. Появились новые стороны общественной жизни эллинистических государств. Благодаря совместному творчеству появилась философская мысль о всеобщности мира, которая нашла отражение в учении стоиков о космосе.
Под влиянием эллинистической культуры оказались Северная Африка, Центральная и Передняя Азия, Западная и Восточная Европа. Многие открытия и изобретения эллинистической культуры и науки составляют золотой фонд общей культуры человечества.