-
Административная реформа. Заключалась в разделении государства на $20$ податных округов (сатрапии), которые зачастую, не совпадали с прежними границами государств. Ими управляли сатрапы («хранители царства»). Должность сатрапа существовала и раньше, но до реформ ее занимали местные правители, теперь же на нее назначались исключительно персы. Сатрапы несли только гражданскую службу: следили за поступлением податей, осуществляли судопроизводство, контролировали местных чиновников и даже имели право чеканить собственную серебряную монету. Но Дарий отобрал у них военную власть в регионах. Армия же перешла под руководство полководцев, подчинявшихся непосредственно царю. Сатрапы и полководцы находились под неусыпным контролем тайной полиции. Верховный же контроль над всеми чиновниками осуществлял тысяченачальник, который располагался в административной столице – городе Сузы. При Дарии основательно разросся и получил множественные разветвления государственный аппарат. Все делопроизводство проходило на арамейском, алфавитным письмом. Были построены новые и улучшены старые дороги, налажена государственная эстафетная почта, сооружены блок-посты. Также Дарий провел кодификацию законов, действовавших теперь на территории всей империи.
-
Налоговая реформа. Претерпела изменение и система взимания податей. Она стала дифференцированной, в зависимости от обрабатываемой земли и степени ее плодородия, регионы выплачивали разный налог. Это была фиксированная ставка, которая не изменялась до конца существования державы Ахеменидов. Размеры поступающих в казну налогов были довольно внушительны - $232$ тонны серебра в год. Но, держава стала огромна, и в пересчете на человека сумма получалась не такой уж большой. Греки замечали, что даже рядовые персидские подданные слишком изнежены и не привыкли к тяжелому труду. Не обошла податная система и храмовые хозяйства, которые теперь также вынуждены были отдавать долю прибыли в царскую казну. Персидское население было освобождено от денежных налогов, однако они продолжали выплачивать их в натуральном виде.
-
Денежная реформа. Развитие товарно-денежных отношений требовало от власти провести реформирование системы и в этой области. Дарий I ввел для всей страны единую денежную систему - золотой дарик весом 8,4 гр. Чеканка монеты была монополией государства, которое со своей стороны жестко контролировало его чистоту (не более 3% примеси). Благодаря высокой чистоте металла, эта валюта долгое время оставалась основной в торговом мире. А казне это приносило огромные доходы, намного превышавшие затраты на армию и двор. Сатрапии могли чеканить свои серебряные монеты, но и на них обязательным оставалось изображение персидского царя.
-
Аграрная реформа. Часть земли покоренных народов Дарий ввел в царский фонд. Эти земли были освобождены от податей. Реформы Дария I сделали царскую власть настолько могущественной, что он мог обращаться с аристократией как ему вздумается. Знать недолюбливала правителя и в кулуарах называла его «торгашом».
В царствование Дария I персидская держава достигла расцвета и продолжала расширять свои владения. Заложенный им порядок оказался необычайно прочен: смуты и усобицы прекратились, граница государства не изменялись и на протяжении полутора веков никто не смел вторгнуться во владения страны.
Еще в $V$ веке до н.э., по свидетельствам Геродота, персы чувствовали себя имперским народом. В $517$ году до н.э. была покорена северо-западная Индия, греческие черноморские колонии. Не покорились ему только скифы, изматывая врага и уводя его вглубь территории. К этому времени персидская держава была огромна и простиралась от Инда до берегов Эгейского моря с запада на восток, от Армении до первого нильского порога с севера на запад. Но Дарий хотел покорить еще и Грецию. Задуманное осуществить ему не удалось, он умер, оставив своему преемнику Ксерксу задание продолжить завоевания. Новый правитель же сильно отличался от Дария. Крайне малоспособный и неудачливый, он привел к катастрофе, начатую было успешно кампанию.
В $486 – 465$ годах до. н.э. прошла серия греко-персидских войн, где армия персов была впервые за многие годы была с треском разгромлена. Это повлекло за собой потерю всех европейских владений, в том числе и греческих колоний в Малой Азии. При последующих правителях страна все больше приходила в упадок. К $424$ году до н.э. усиливается влияние дворцовой знати, то там, то тут возникают дворцовые интриги и заговоры. Не утихают и восстания на территории империи. Около $360$ года до н.э. восстанавливает независимость Кипр, затем Кария и Лидия. Персия теряет северо-западную Индию и Хорзем. Перестала существовать персидская держава в $330$ году до н.э. с захватом ее территории Александром Македонским.
Экономика и социальные отношения
Основной отраслью производства персидской державы было сельское хозяйство. Чаще всего выращивали ячмень, реже – пшеницу. В Персии вырабатывались лучшие сорта вин. Было развито скотоводство, в Армении выращивали лучших коней империи. Во многих частях государство было высоко развито ткачество и производство керамики. Финикийцы изготавливали стекло и предметы роскоши, Вавилон славился изделиями из шерсти.
На захваченных территориях персидские цари отбирали самые лучшие плодородные земли и поместьями раздавали их членам царской семьи, персидской знати, крупным чиновникам. Эти земли персы могли передавать по наследству, они же освобождались от уплаты податей в казну. Размеры царских владений были огромны: им пренадлежали леса, озера, сады, парки, рудники и дворцы в разных частях империи.
На царских земельных наделах, как правило, трудились солдаты, отрабатывая воинскую повинность и уплачивая денежные или натуральные подати. Если владельцы наделов уходили на войну, земля обрабатывалась членами их семьи. Если армия не нуждалась в солдате, в этот период времени он должен был уплачивать налоги. Замена воинской повинности денежным налогом стала повсеместной практикой, но приводила к разорению людей из-за высокого сбора. Также, земельные наделы дробились, распределяясь между родственниками по наследству, что способствовало разорению собственников и подпадание их в зависимость от ростовщиков. Поэтому, персидские цари стали больше полагаться на наемников, а не собственных воинов.
В $VI$ веке до н.э. в персидской державе активно росли торговые связи. Это было относительно спокойное время, когда строились и поддерживались в хорошем состоянии караванные дороги, развивались товарно-денежные отношения, а единство империи развивало контакты между представителями разных народов.
Главным предметом движимого имущества наравне со скотом во всем древнем мире, в том числе и Персии, считались рабы (курташ). Их труд использовался во всех сферах хозяйственной жизни. Он был, несомненно, тяжел и иногда рабы высказывали недовольство плохими условиями жизни, но о крупных восстаниях историческая наука на сегодняшний день данными не располагает. Большинство курташ состояло из военнопленных, но иногда встречались и персидские подданные, отбывающие годовую повинность в царских хозяйствах, или работавших добровольно за плату.
Религия и культура
Официальная религия Мидии, а впоследствии и Персии, именуется зороастризм. Это учение возникло в $VII$ веке до н.э., и названо по имени основателя - Заратуштры (греч. Зороастр). Он проживал на территории восточного Ирана в области авестийских ариев. В то время все боги Ирана делились на две группы:
- Ахур – защитники человеческого миропорядка.
- Дайвы – сеяли хаос и смерть.
Основными питательными средами этих двух групп божеств были ложь и правда. Каждая из групп богов имела верховного предводителя: Ахура – Мазда – Ахур и Анхро-Манья – Дайвы. Эти группы богов были одинаково почитаемы людьми, как обычно – добрые, чтобы защищали, злые, чтобы не вредили. Особо почитаемы у персов, были обожествлённое растение Хаома и огонь. Ни один из ритуалов в зороастризме не обходился без огня. Заратуштра считал, суть жизни состоит в противоборстве изначально равных сил добра и зла. Все зло и боль в мире порождает Анхро-Манья, все радости – Ахура-Мазда. Поэтому, человек не должен почитать дайвов, порождающих зло и хаос. Человек должен помогать Ахурам добрыми мыслями и делами, тем самым, обеспечив себе хорошую загробную жизнь. Священной книгой зороастризма является «Авеста», но до нас дошел текст более поздней редакции ($III – VII$ веков н.э.). Хотя существует и древняя часть – «Гаты», относящиеся к $VII$ веку до н.э. Это проповеди Зороастра, мифические представления и эпос древних иранцев.
Рисунок 1. Западный Иран. Барельеф на скале
Культура Персии была синкретична из-за оживленных контактов с разными народами. Этот же факт способствовал и синтезу научных знаний, приемов искусства и постепенному возникновению предметов материальной и духовной культуры. Особым достижением сраны считалось изобретение клинописи, которая была по сути алфавитной и содержала всего $40$ знаков.
Монументальное строительство дворцовых комплексов в Пасаргадах, Персеполе и Сузах поражают воображение и являются одной из ярких страниц культуры державы Ахеменидов. Они демонстрируют нам новые архитектурные стили, органично сочетая в себе влияние ближневосточных традиций. Особо запоминающейся стали лестницы, ведущие в парадный дворец Дария I в Персеполе. Они украшенны рельефами с изображениями царя, придворных, армии и представителей $33$ народов империи.
Среди предметов древнеперсидского искусства особо интересны цилиндрические печати с изображением домашних, диких или мифических животных. Иногда они украшались изображением царей или героев.
Искусство Персии по своей сути прокламативно. Оно рассказывает о величии империи, царской власти и царской религии.