Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Древнеегипетские представления о загробной жизни

Определение 1

Загробная жизнь — это религиозное представление о продолжении сознательной жизни после смерти.

Представления о «мире двойников»

Представления о продолжении жизни после смерти были практически у всех древних народов. Однако немногие считали, что посмертное существование по воле богов и в результате целенаправленных усилий людей может стать благом. Египтяне были в числе таких народов и создали в связи с достижением благого посмертного существования развитую систему представлений.

Трудно сказать, какой эта система была на заре египетской истории в IV–III тысячелетиях до нощей эры. Несомненно, уже тогда необходимым для посмертного существования считались физическое сохранение тела при помощи бальзамирования, превращавшего труп в мумию (божеством, связанным с этой технологией, был Анубис), и его «кормление» при помощи жертвоприношений. Возможно, на раннем этапе уже имелось представление о богах, которые содействовали достижению посмертного существования. Однако к середине III тысячелетия до нашей эры сложилась стабильная структура Древнего царства, и египтяне начали верить, что загробную жизнь (для людей, занимающих в государстве видное положение) можно обеспечить, исключительно при помощи осуществляемых людьми «технологий», независимо от богов.

К этим «технологиям», помимо бальзамирования и жертвоприношений, относилось строительство гробницы со статуей покойника, фиксирующей «двойника» (и с его «именем», которое вписывалось в ритуальные формулы), а также с изображениями богатств, которые принадлежали ему при жизни. В результате гробница превращалась в мир «двойников», служащий радостному и изобильному посмертному существованию «двойника» покойника, который находился в центре этого замкнутого на себя мира. Теоретически оно могло быть сколь угодно долгим. Однако создание такого «мира» (в первую очередь гробницы) требовало гигантских расходов, и было доступно лишь немногим. Поддержание существования такого мира зависело от стабильного положения в стране и от наличия ресурсов для совершения жертвоприношений и содержания в порядке гробниц. Катастрофа Первого Переходного периода, которая принесла голод и распад государства, завершила эпоху «мира двойников», созданных во множестве гробниц.

Формирование культа Осириса

Уже в эту эпоху сформировались связанные с богом Осирисом представления о загробном мире. Согласно египетским мифам, Осирис был сыном богов Геба и Нут и супругом собственной сестры Исиды, убитым и разрезанным на части братом Сетом. Исида, собравшая части тела Осириса, смогла его воскресить, и он, как первое в истории живое существо, которое сумело пережить смерть и страданием открыть способ воскресения, стал царем в мире усопших. Царем в мире живых людей стал его сын Хор, отомстивший Сету.

«Древнеегипетские представления о загробной жизни» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Осирис, как царь загробного мира, судил усопших, достигших его владений, по их делам, запечатленным в сердце. Сердце покойника помещалось на чашу весов, на другой чаше находилось перо, которое символизировало «праведность» (маат). Если злые дела преобладали над добрыми, то сердце (перевешивавшее своей тяжестью перо) пожиралось чудовищем, сидевшим возле весов, и покойник терял возможность посмертного существования (на исходе египетской истории возникло представление о мучениях в качестве кары за зло). Если весы оставались в состоянии равновесия, то праведность считалась доказанной, и он получал место в царстве Осириса. Жизнь там не была райским блаженством, а усопший становился в загробном царстве подданным, каким он был и при жизни. Частью человеческой природы, с которой связывалась его участь в царстве Осириса, был уже не «двойник», а ба.

Определение 2

Ба - это «сила» человека, которая в виде птицы с человеческой головой, отлетала от тела человека в миг его смерти.

Представление об индивидуальности загробного «мира двойников» в гробнице богатых египтянин не противоречило представлениям, связанным с культом Осириса. Оно позволяло при обретении посмертной жизни обойтись без его вмешательства. Однако, когда в Древнем царстве погибла государственность и поддерживать «миры двойников» стало невозможно из-за нехватки средств, суд Осириса превратился в единственный путь в загробный мир. Сама идея такого суда в эпоху Первого Переходного периода была привлекательна, поскольку компенсировалась недостатком справедливости в реальной жизни и отношениях между людьми в это время.

После стабилизации общественной жизни в начале Среднего царства представления о царстве Осириса сохранили актуальность, однако в этот период изобретается ряд средств для облегчения участи людей, попавших туда, независимо от их дел при жизни. Связанные с этими представлениями ритуальные тексты помещаются на саркофагах, используемых для погребения

Определение 3

Тексты саркофагов – это коллекция древнеегипетских погребальных заклинаний, которые были высечены на поверхности саркофагов.

В Текстах встречаются формулы, которые отрицают совершение погребенным тех или иных злых дел. За самой такой надписью признавалась особая сила, «срабатывавшая», даже если какой-либо злой поступок был усопшим все же совершен. В эпоху Нового царства свод таких оправданий стал отдельной главой в «Книге Мертвых».

Представления о загробной жизни в эпоху Нового царства

Для избавления усопшего от необходимости труда на полях Иару, в погребение помещались 365 фигурок, каждая из которых была должна в определенный день замещать усопшего в исполнении службы. На протяжении II–I тысячелетий до нашей эры усложняются египетские представления о загробном мире, в том числе о опасностях, подстерегающих усопших на пути к загробному суду. Описание опасностей и вычерчивание в связи с ними «топографических карт» загробного мира встречается во многих религиозных текстах:

  • «Книга Двух путей»;
  • «Амдуат»;
  • «Книга Мертвых»;
  • «Книга Врат».

Также на стенах гробниц Среднего и Нового царства встречается запись «Песни арфиста» – произведения эпохи Первого Переходного периода, содержащего сомнения в существовании загробного мира, как в недоказуемом факте. Однако этот текст помещался на стенах гробниц: то есть владельцы, испытывающие сомнения, предпочитали все же устроить погребение согласно общим представлениям, считаясь, что они могут соответствовать реальности.

Особое значение связанные с культом Осириса представления приобретают в I тысячелетии до нашей эры В это время в условиях дефицита справедливости в реальной жизни, образы беспристрастного Осириса и любящей жены Исиды становятся символами начала жизни, которому противостоит воплощенное в Сете зло. Такое этическое наполнение культа Осириса и Исиды привело к их распространению за пределы Египта.

Дата последнего обновления статьи: 13.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot