Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Древнеегипетская литература

Определение 1

Древнеегипетская литература — это литература на египетском языке, написанная с начала фараоновского периода и до конца римского господства.

Наряду с шумерской литературой она является первой литературой в мире.

В древнем Египте иероглифическое и иератическое виды письма появились в конце 4-го тысячелетия до нашей эры в последнюю фазу додинастического Египта. В период Старого царства (XXVI—XXII века до нашей эры) к литературному творчеству относились погребальные тексты, религиозные гимны и стихи, письма, памятные автобиографические тексты, которые рассказывали о карьерах вельмож. Лишь в начале Среднего царства была создана повествовательная литература. Эта «революция средств» была результатом возвышения класса писцов, новых чувств индивидуальности, беспрецедентного уровня грамотности и доступности письменного материала. Однако грамотны были менее процента населения. Литературное творчество принадлежало писцам, работавшим в архивах, канцеляриях и при дворе фараона. Однако среди египтологов нет согласия о зависимости литературы Древнего Египта от социально-политического строя.

Среднеегипетский язык стал классическим языком в период Нового царства, когда просторечный язык впервые проявился в письменной форме. Писцы эпохи Нового царства канонизировали много литературных текстов на среднеегипетском, оставшимся языком, который употреблялся для устного чтения святых текстов. Некоторые жанры, такие как поучения и рассказы, оставались популярны и в Новом царстве. К таким можно отнести:

  • «Сказание Синухе»;
  • «Красноречивый поселянин»;
  • «Поучения Аменемхата»;
  • «Поучение верноподданного».

В Новом царстве процветал новый жанр – памятные граффити на стенах гробниц и храмов, но с наличием шаблонных фраз как в других жанрах. Авторство было важным лишь в некоторых жанрах, а тексты «поучения» писались под псевдонимами и приписывались разным известным историческим деятелям. Жанр пророческих текстов возродится затем в Эллинистическом Египте.

Древнеегипетские тексты выполнялись на свитках или пакетах из папируса, керамических или известняковых остраконах, деревянных досках, монументальных зданиях и даже гробах. Сохранившиеся тексты представляют собой малую часть от всего древнеегипеского литературного материала. Влажный климат не способствовал длительному сохранению папирусов и надписей. С другой стороны, на окраинах египетской цивилизации археологи через тысячи лет открыли множество тайных складов древнеегипетской литературы.

«Древнеегипетская литература» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Единственным жанром, напрямую упомянутым самими египтянами были поучения.

В остальном жанровая классификация сделана современными египтологами. Большинство текстов написаны в стихах, но некоторые рассказы писались в прозе. Большинство стихов были в форме двустиший, однако иногда применялись трёхстишия или четверостишия.

Поучительная литература

Жанр «поучения» и жанр «размышляющего дискурса», сгруппированы в рамках корпуса литературы мудрости, которая была распространена на Ближнем Востоке в древности. Жанр носит дидактический характер и в Среднем Царстве входил в программу образования писцов. Однако часто в поучения включались повествовательные элементы, носящие развлекательный характер. Есть доказательства, что поучения были созданы не в образовательных, а в идеологических целях. Например, вымышленное поучение Аменемхета I (около 1991—1962 годов до нашей эры) сыновьям выходит за рамки обычной школьной философии, и не имеет отношения к школе предупреждение детей быть верными царю. Если повествовательная литература («Красноречивый крестьянин») подчеркивала тему индивидуального героя, который бросает вызов обществу и принятым в нем идеологиям, тексты поучений подчеркивают необходимость соблюдать принятые догмы.

В преподавании ключевыми словами текстов являются «знать» и «обучить». Обычно эти тексты имеют шаблонное название «поучение сделанное … для …», где может быть указана авторитетная фигура (например, визирь или фараон), оказывающая моральное указание сыну или сыновьям. Иногда сложно определить, сколько вымышленных адресатов, так как в тексте могут использоваться как единственное, так и множественное числа.

Примерами в жанре поучений можно назвать:

  • «Поучение Мерикара»;
  • «Поучения Птаххотепа»;
  • «Поучения Кагемни»;
  • «Поучение Аменемхата»;
  • «Поучение верноподданного»;
  • «Поучение Харджедефа»;
  • «Поучение Аменемопе».

Сохранившиеся от эпохи Среднего царства тексты поучений написаны преимущественно на папирусах, хотя некоторые обрывочные варианты есть на остраконах и дощечках.

Наиболее ранний пример школьной деревянной доски с копией поучения Птаххотепа восходит к эпохе XVIII династии. Поучения Птаххотепа и Кагемни найдены на папирусе Присса, который был написан при XII династии Среднего царства. На заупокойной стеле вельможи Сехетепибре XII династии сохранилось «Поучение верноподданного». Поучения Аменемхета, Мерикаре и Харджедефа являются оригинальными текстами Среднего царства, но также сохранились копии Нового царства. Поучение Аменемопе - компиляция Нового царства.

Повествовательная литература

Наименее представленным жанром Среднего царства среди сохранившейся литературы являются сказки и рассказы. Однако с Раммесидского периода Нового царства именно повествовательную литературу представляют большинство сохранившихся произведений. Среди важнейших рассказов можно назвать:

  • «Сказание Синухе»;
  • «Сказка о дворе царя Хеопса»;
  • «Красноречивый крестьянин»;
  • «Царь Неферкаре и генерал Сасенет»;
  • «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».

В повествовательный корпус литературы Нового царства входят «Ссора Апепи и Секененре», «Обречённый принц», «Взятие Юпы», «Повесть о двух братьях», «Путешествия Уну-Амона». Среди написанных демотикой рассказов 1-го тысячелетия до нашей эры можно назвать рассказ «Стелы голода» и циклы рассказов птолемеевского и римского периодов, преобразующих известных исторических деятелей (Хаэмуас из XIX династии и Инароса из первого персидского периода) в легендарных героев. До этого авторы зачастую пользовались мифологическими местами и божественными героями.

Сатирическая литература представлена рядом летописных памятников и рисунков на остраконах и папирусах: «Сатира на профессии» Среднего царства или Cатирический папирус периода Рамессидов (около 1150 года до нашей эры).

Плачи, беседы, диалоги и пророчества

К созданному в Среднем царстве жанру «апокалиптической литературы» принадлежат произведения «Пророчество Неферти», «Речение Ипувера» и «Беседа разочарованного со своим Ба». Этот жанр не имеет прецедентов в литературе Древнего царства, и также не было написано оригинальных сочинений в Новом царстве. Однако «Пророчество Неферти» часто копировалось в Рамессидский период, когда этот жанр был канонизирован, но прекращён. Во время династии Птолемеев и в римский период пророческая литература возродилась, и были написаны произведения «Оракул агнца», «Демотическая хроника», «Оракул гончара» и два пророческих текста с Нектанебом II в качестве главного героя. Эти тексты вместе с поучительными текстами относятся к категории литературы мудрости.

Дата последнего обновления статьи: 13.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot