Древнеегипетская литература — это литература на египетском языке, написанная с начала фараоновского периода и до конца римского господства.
Наряду с шумерской литературой она является первой литературой в мире.
В древнем Египте иероглифическое и иератическое виды письма появились в конце 4-го тысячелетия до нашей эры в последнюю фазу додинастического Египта. В период Старого царства (XXVI—XXII века до нашей эры) к литературному творчеству относились погребальные тексты, религиозные гимны и стихи, письма, памятные автобиографические тексты, которые рассказывали о карьерах вельмож. Лишь в начале Среднего царства была создана повествовательная литература. Эта «революция средств» была результатом возвышения класса писцов, новых чувств индивидуальности, беспрецедентного уровня грамотности и доступности письменного материала. Однако грамотны были менее процента населения. Литературное творчество принадлежало писцам, работавшим в архивах, канцеляриях и при дворе фараона. Однако среди египтологов нет согласия о зависимости литературы Древнего Египта от социально-политического строя.
Среднеегипетский язык стал классическим языком в период Нового царства, когда просторечный язык впервые проявился в письменной форме. Писцы эпохи Нового царства канонизировали много литературных текстов на среднеегипетском, оставшимся языком, который употреблялся для устного чтения святых текстов. Некоторые жанры, такие как поучения и рассказы, оставались популярны и в Новом царстве. К таким можно отнести:
- «Сказание Синухе»;
- «Красноречивый поселянин»;
- «Поучения Аменемхата»;
- «Поучение верноподданного».
В Новом царстве процветал новый жанр – памятные граффити на стенах гробниц и храмов, но с наличием шаблонных фраз как в других жанрах. Авторство было важным лишь в некоторых жанрах, а тексты «поучения» писались под псевдонимами и приписывались разным известным историческим деятелям. Жанр пророческих текстов возродится затем в Эллинистическом Египте.
Древнеегипетские тексты выполнялись на свитках или пакетах из папируса, керамических или известняковых остраконах, деревянных досках, монументальных зданиях и даже гробах. Сохранившиеся тексты представляют собой малую часть от всего древнеегипеского литературного материала. Влажный климат не способствовал длительному сохранению папирусов и надписей. С другой стороны, на окраинах египетской цивилизации археологи через тысячи лет открыли множество тайных складов древнеегипетской литературы.
Единственным жанром, напрямую упомянутым самими египтянами были поучения.
В остальном жанровая классификация сделана современными египтологами. Большинство текстов написаны в стихах, но некоторые рассказы писались в прозе. Большинство стихов были в форме двустиший, однако иногда применялись трёхстишия или четверостишия.
Поучительная литература
Жанр «поучения» и жанр «размышляющего дискурса», сгруппированы в рамках корпуса литературы мудрости, которая была распространена на Ближнем Востоке в древности. Жанр носит дидактический характер и в Среднем Царстве входил в программу образования писцов. Однако часто в поучения включались повествовательные элементы, носящие развлекательный характер. Есть доказательства, что поучения были созданы не в образовательных, а в идеологических целях. Например, вымышленное поучение Аменемхета I (около 1991—1962 годов до нашей эры) сыновьям выходит за рамки обычной школьной философии, и не имеет отношения к школе предупреждение детей быть верными царю. Если повествовательная литература («Красноречивый крестьянин») подчеркивала тему индивидуального героя, который бросает вызов обществу и принятым в нем идеологиям, тексты поучений подчеркивают необходимость соблюдать принятые догмы.
В преподавании ключевыми словами текстов являются «знать» и «обучить». Обычно эти тексты имеют шаблонное название «поучение сделанное … для …», где может быть указана авторитетная фигура (например, визирь или фараон), оказывающая моральное указание сыну или сыновьям. Иногда сложно определить, сколько вымышленных адресатов, так как в тексте могут использоваться как единственное, так и множественное числа.
Примерами в жанре поучений можно назвать:
- «Поучение Мерикара»;
- «Поучения Птаххотепа»;
- «Поучения Кагемни»;
- «Поучение Аменемхата»;
- «Поучение верноподданного»;
- «Поучение Харджедефа»;
- «Поучение Аменемопе».
Сохранившиеся от эпохи Среднего царства тексты поучений написаны преимущественно на папирусах, хотя некоторые обрывочные варианты есть на остраконах и дощечках.
Наиболее ранний пример школьной деревянной доски с копией поучения Птаххотепа восходит к эпохе XVIII династии. Поучения Птаххотепа и Кагемни найдены на папирусе Присса, который был написан при XII династии Среднего царства. На заупокойной стеле вельможи Сехетепибре XII династии сохранилось «Поучение верноподданного». Поучения Аменемхета, Мерикаре и Харджедефа являются оригинальными текстами Среднего царства, но также сохранились копии Нового царства. Поучение Аменемопе - компиляция Нового царства.
Повествовательная литература
Наименее представленным жанром Среднего царства среди сохранившейся литературы являются сказки и рассказы. Однако с Раммесидского периода Нового царства именно повествовательную литературу представляют большинство сохранившихся произведений. Среди важнейших рассказов можно назвать:
- «Сказание Синухе»;
- «Сказка о дворе царя Хеопса»;
- «Красноречивый крестьянин»;
- «Царь Неферкаре и генерал Сасенет»;
- «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».
В повествовательный корпус литературы Нового царства входят «Ссора Апепи и Секененре», «Обречённый принц», «Взятие Юпы», «Повесть о двух братьях», «Путешествия Уну-Амона». Среди написанных демотикой рассказов 1-го тысячелетия до нашей эры можно назвать рассказ «Стелы голода» и циклы рассказов птолемеевского и римского периодов, преобразующих известных исторических деятелей (Хаэмуас из XIX династии и Инароса из первого персидского периода) в легендарных героев. До этого авторы зачастую пользовались мифологическими местами и божественными героями.
Сатирическая литература представлена рядом летописных памятников и рисунков на остраконах и папирусах: «Сатира на профессии» Среднего царства или Cатирический папирус периода Рамессидов (около 1150 года до нашей эры).
Плачи, беседы, диалоги и пророчества
К созданному в Среднем царстве жанру «апокалиптической литературы» принадлежат произведения «Пророчество Неферти», «Речение Ипувера» и «Беседа разочарованного со своим Ба». Этот жанр не имеет прецедентов в литературе Древнего царства, и также не было написано оригинальных сочинений в Новом царстве. Однако «Пророчество Неферти» часто копировалось в Рамессидский период, когда этот жанр был канонизирован, но прекращён. Во время династии Птолемеев и в римский период пророческая литература возродилась, и были написаны произведения «Оракул агнца», «Демотическая хроника», «Оракул гончара» и два пророческих текста с Нектанебом II в качестве главного героя. Эти тексты вместе с поучительными текстами относятся к категории литературы мудрости.