Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цивилизация: понятие и основные научные теории современной науки

Сущность понятия «цивилизация»

Термин «цивилизация» имеет латинское происхождение: civilis — гражданский, государственный.

Впервые это понятие в середине XVIII веке использовал французский экономист Виктор Рикети Мирабо в своем трактате «Друг законов». Под «цивилизацией» он понимал общий уровень культурного развития.

В эпоху Просвещения понятие ассоциировалось с концепцией прогресса, но постепенно это понятие стало расширяться. Цивилизация отождествлялась не только с уровнем культуры, но и с уровнем материального благосостояния, а также с уровнем интеллектуального и социального развития.

В начале XIX века уже заговорили о цивилизациях. Таким образом, признавалось цивилизационное разнообразие народов мира.

Таким образом, что можно выделить три значения термина «цивилизации».

  • синоним понятия «культура»,
  • уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация, древнеегипетская цивилизация)
  • следующая за варварством ступень общественного развития.

Теория культурно-исторических типов Я. Данилевского

Согласно данной теории, цивилизация – это отдельный культурно-исторический тип, народы которого внесли весомый вклад в историю. Каждый из этих культурно-исторических типов проявляет себя в нескольких сферах: религиозной, культурной, политической и социально-экономической. Гармоничное сочетание этих сфер между собой говорит о совершенстве той или иной цивилизации.

Исторический процесс выражается в поэтапной смене культурно-исторических типов, которые проходят несколько этапов развития:

  • подготовительный (длится 1000 лет),
  • этап становления государственности (400 лет)
  • расцвет творческих возможностей народа (50-100 лет)

Затем начинается упадок и разложения.

Данилевский отрицал существование единой мировой культуры. Согласно его теории, имели место лишь отдельные субъекты исторического развития. Он выделял три вида исторических образований:

  • племена
  • народы, которые известны только своими разрушительными подвигами
  • народы, ставшие создателями основных культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древне семитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский (ново-семитический), германо-романский культурно-исторические типы).
«Цивилизация: понятие и основные научные теории современной науки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К этим культурно-исторических типам также относятся - мексианский и перуанский. Но они погибли насильственной смертью, так и не достигнув своего расцвета.

Все культурно-исторические типы подчиняются общим законам развития.

Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера

Итальянский философ Джанбатиста Вико был автором теории круговорота локальных цивилизаций. Согласно данной теории, каждая нация проходит три стадии развития: божественную, героическую и человеческую, в течение которых происходит рождение, распад и упадок наций и их культур.

Затем эта идея получила развитие в работах немецкого философа Освальда Шпенглера и английского и философа Арнольда Тойнби.

На страницах труда Шпенглера «Закат Европы» описывается метод исследования истории, в рамках которого рассматриваются некоторые культурные формации древности, и на основе проводимых им параллелей с современным периодом пытается дать прогноз развития Запада.

Автор пытается проследить судьбу западноевропейско-американской культуры, которая, по мнению Шпенглера, находится в совершенном состоянии, причем проследить ее на стадиях, этой культурой еще не пройденных.

Шпенглер предпринимает попытку развенчать европоцентризм, с позиций которого трактовалась история.

Его культурологическая концепция строится на сопоставлении и противопоставлении культуры и цивилизации.

Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития: античность, Западня Европы, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай, культура майя.

Он считал, что у истории нет целей и какой-то конкретной направленности, а человечество не является единым целым.

Теория развития цивилизаций А. Тойнби

Теория развития цивилизаций А. Тойнби заключается в том, что возникновение цивилизации является ответом на глобальные вызовы природы (землетрясения, наводнения) и социального окружения (войны, культурна экспансия).

Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему.

Тойнби выделяет 26 цивилизаций, из которых к XX веку осталось лишь десять, восьми из них грозит слияние с западной культурой. Несмотря на своеобразие каждой цивилизации, существует единая логика их развития — прогресс духовности и религии.

Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина

Сорокин рассматривает цивилизацию как социокультурную общность, ядром которой являются доминирующая культура и ее ценности. По периферии этого ядра располагаются инородные культурные образования со своей социальной организацией.

Цивилизация в понимании Сорокина не является монолитным образованием. Это сложная социокультурная система, развитие которой определяется как культурным ядром, так и процессами, происходящими на периферии.

Сорокин считал, что продукты цивилизаций и их базовые ценностные установки переходят в более поздние культурные системы. Это реальная жизнь цивилизаций, на основе обобщения истории которой можно построить определенную типологию. В ней Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем:

  1. Чувственный (sensate). В таких социокультурных суперсистемах преобладает эмпирически-чувственное восприятие. Действительность оценивается с утилитарной и гедонистической точки зрения (например, поздняя античная культура в период упадка).
  2. Идеациональный (ideational). Для этой социокультурной суперсистемы характерно преобладание сверхчувственных, духовных ценностей, поклонение некоему Богу или Идее (например, эпоха Средневековья).
  3. Идеалистический (idealistic). Эта социокультурная суперсистема представляет собой сочетание первых двух. Здесь чувство уравновешивает интеллект, религию – наука, а эмпирическое восприятие – интуиция (например, античная культура в период расцвета, эпоха Возрождения).
Дата последнего обновления статьи: 17.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot