Сущность понятия «цивилизация»
Термин «цивилизация» имеет латинское происхождение: civilis — гражданский, государственный.
Впервые это понятие в середине XVIII веке использовал французский экономист Виктор Рикети Мирабо в своем трактате «Друг законов». Под «цивилизацией» он понимал общий уровень культурного развития.
В эпоху Просвещения понятие ассоциировалось с концепцией прогресса, но постепенно это понятие стало расширяться. Цивилизация отождествлялась не только с уровнем культуры, но и с уровнем материального благосостояния, а также с уровнем интеллектуального и социального развития.
В начале XIX века уже заговорили о цивилизациях. Таким образом, признавалось цивилизационное разнообразие народов мира.
Таким образом, что можно выделить три значения термина «цивилизации».
- синоним понятия «культура»,
- уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация, древнеегипетская цивилизация)
- следующая за варварством ступень общественного развития.
Теория культурно-исторических типов Я. Данилевского
Согласно данной теории, цивилизация – это отдельный культурно-исторический тип, народы которого внесли весомый вклад в историю. Каждый из этих культурно-исторических типов проявляет себя в нескольких сферах: религиозной, культурной, политической и социально-экономической. Гармоничное сочетание этих сфер между собой говорит о совершенстве той или иной цивилизации.
Исторический процесс выражается в поэтапной смене культурно-исторических типов, которые проходят несколько этапов развития:
- подготовительный (длится 1000 лет),
- этап становления государственности (400 лет)
- расцвет творческих возможностей народа (50-100 лет)
Затем начинается упадок и разложения.
Данилевский отрицал существование единой мировой культуры. Согласно его теории, имели место лишь отдельные субъекты исторического развития. Он выделял три вида исторических образований:
- племена
- народы, которые известны только своими разрушительными подвигами
- народы, ставшие создателями основных культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древне семитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский (ново-семитический), германо-романский культурно-исторические типы).
К этим культурно-исторических типам также относятся - мексианский и перуанский. Но они погибли насильственной смертью, так и не достигнув своего расцвета.
Все культурно-исторические типы подчиняются общим законам развития.
Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера
Итальянский философ Джанбатиста Вико был автором теории круговорота локальных цивилизаций. Согласно данной теории, каждая нация проходит три стадии развития: божественную, героическую и человеческую, в течение которых происходит рождение, распад и упадок наций и их культур.
Затем эта идея получила развитие в работах немецкого философа Освальда Шпенглера и английского и философа Арнольда Тойнби.
На страницах труда Шпенглера «Закат Европы» описывается метод исследования истории, в рамках которого рассматриваются некоторые культурные формации древности, и на основе проводимых им параллелей с современным периодом пытается дать прогноз развития Запада.
Автор пытается проследить судьбу западноевропейско-американской культуры, которая, по мнению Шпенглера, находится в совершенном состоянии, причем проследить ее на стадиях, этой культурой еще не пройденных.
Шпенглер предпринимает попытку развенчать европоцентризм, с позиций которого трактовалась история.
Его культурологическая концепция строится на сопоставлении и противопоставлении культуры и цивилизации.
Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития: античность, Западня Европы, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай, культура майя.
Он считал, что у истории нет целей и какой-то конкретной направленности, а человечество не является единым целым.
Теория развития цивилизаций А. Тойнби
Теория развития цивилизаций А. Тойнби заключается в том, что возникновение цивилизации является ответом на глобальные вызовы природы (землетрясения, наводнения) и социального окружения (войны, культурна экспансия).
Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему.
Тойнби выделяет 26 цивилизаций, из которых к XX веку осталось лишь десять, восьми из них грозит слияние с западной культурой. Несмотря на своеобразие каждой цивилизации, существует единая логика их развития — прогресс духовности и религии.
Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина
Сорокин рассматривает цивилизацию как социокультурную общность, ядром которой являются доминирующая культура и ее ценности. По периферии этого ядра располагаются инородные культурные образования со своей социальной организацией.
Цивилизация в понимании Сорокина не является монолитным образованием. Это сложная социокультурная система, развитие которой определяется как культурным ядром, так и процессами, происходящими на периферии.
Сорокин считал, что продукты цивилизаций и их базовые ценностные установки переходят в более поздние культурные системы. Это реальная жизнь цивилизаций, на основе обобщения истории которой можно построить определенную типологию. В ней Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем:
- Чувственный (sensate). В таких социокультурных суперсистемах преобладает эмпирически-чувственное восприятие. Действительность оценивается с утилитарной и гедонистической точки зрения (например, поздняя античная культура в период упадка).
- Идеациональный (ideational). Для этой социокультурной суперсистемы характерно преобладание сверхчувственных, духовных ценностей, поклонение некоему Богу или Идее (например, эпоха Средневековья).
- Идеалистический (idealistic). Эта социокультурная суперсистема представляет собой сочетание первых двух. Здесь чувство уравновешивает интеллект, религию – наука, а эмпирическое восприятие – интуиция (например, античная культура в период расцвета, эпоха Возрождения).