Сонгайское государство (XVI — середина XVII в.)
Сонгайское княжество располагалось в долине Нигера. Расширение Сонгайской державы осуществлялось для удержания контроля над транссахарской торговлей, но несмотря на это роль последней как источника доходов знати страны к концу XVI века уменьшилась. В период расцвета державы в начале XVI века социально-экономическое развитие общества начали определять внутренние факторы.
Во второй половине XVI века сложились классы поземельно зависимого крестьянства и единый господствующий класс, сформированный из сословий духовно-купеческой и военно-административной аристократии, распоряжавшихся крупной земельной собственностью. Источником доходов верхушки сонгайского общества стала система эксплуатации неполноправного населения, к которому приравнивались также и рядовые воины.
Сонгайская держава наивысшего подъема достигла в правление аскии Дауда (1549—1582). Однако династическая борьба за власть, межэтнические конфликты, восстания социальных низов подорвали устои державы после его смерти. Султаны Марокко воспользовались ослаблением Сонгаи. В 1591 году войска султана Марокко Мулая Ахмеда ал-Мансура разгромили сонгайскую армию, захватив столицу и крупные города. На обширной территории Сонгайской державы возникло несколько маленьких государств, среди которых было Сонгайское княжество Денди, сохранявшее независимость до 70-х годов XVII века, когда оно пало под ударами туарегов. До середины XVIII века сонгайские правители сохраняли свою власть в Томбукту.
С падением Сонгаи закончился период объединения Западного Судана под единой верховной властью. С этого времени большую роль в истории народов Западного Судана играют народы Фульбе.
Фульбе — это народ, который в XI—XV веках расселился в Западном Судане. Сейчас он представлен в двенадцати странах современной Западной Африки.
В XVII—XIX веках Фульбе стали одним из самых активных и могущественных народов в Западном Судане. Им удалось создать ряд государств, просуществовавших до эпохи колониальных захватов:
- Фута-Джаллон;
- Масина;
- Фута-Торо;
- Сокото;
- Адамауа.
Самым могущественным стало государство Фута-Джаллон. В 20-х годах XVIII века результатом борьбы исламизированной знати против старых хозяев края диалонке и Фульбе-анимистов стало создание раннефеодального теократического государства на Фута-Джаллоне. Захватившая обширные земельные владения Фульбская знать стала играть роль господствующего класса.
Созданным государством управляли альмами (имамы), сосредоточившие в своих руках как светскую, так и религиозную власть. При них действовал совет старейшин. До 1725 года власть альмами распространялась только в областях Фута-Джаллона. В 1776 году весь горный район Фута-Джаллон, долина реки Сенегал и Фута-Торо были объединены в один имамат, во главе которого встал Абд аль-Кадир, вождь одного из племен Фульбе , объявивший себя имамом. Государство было разделена на мисиде.
Мисиде – это провинции в теократическом государстве Фута-Джаллон племени Фульбе.
Каждую мисиде возглавляли жившие в данном районе старейшины родов Фульбе. Верховный совет, состоявший из представителей всех мисиде, ограничивал власть альмами. Общественный строй характеризовался патриархально-феодальными чертами. Местное население было обязано работать на знать Фульбе. Также в услужении у фульбской знати находились соплеменники-бедняки. Исчез прежний родовой строй, так как теперь представители одного рода могли жить в разных мисиде и подчиняться ставленникам имама, а не родоначальникам.
Фута-джаллонское общество было представлено двумя основными группами. «Свободные люди» включали правящую элиту, рядовых Фульбе и мусульман из других племен. Другая состояла из людей, находившихся в сервильной зависимости – рабы, крепостные, полукрепостные. В некоторые периоды их было до половины населения страны. Они относились к коренным народам района Фута-Джаллона и ближайших областей. Также в зависимом положении были члены ремесленных каст: ткачи, кожевники, красильщики, кузнецы, гончары.
Государство Ахмаду
В среднем течении Нигера, между Сенегалом и Томбукту, после недолгого господства марокканских султанов возникло новое государство. В 1810 году эту область объединил шейх Ахмаду, относящийся к народам Фульбе. Себя он объявил посланцем пророка, который призван установить новый порядок. Ему удалось покорить весь район средней дельты Нигера.
Для государства Ахмаду характерны типичные феодально-теократические отношения. Лично свободное местное население, не исповедовавшее ислам, было обязано работать на полях шейха и его приближенных. Также существовал значительный класс рабов, называемых римайбе. Они были собственностью феодальной верхушки или государства. Государственными рабами распоряжалось казначейство. Все население платило десятину с урожая и харадж.
Харадж – это земельная подать, взимаемая с иноверцев в мусульманских странах.
Также с населения взимались налоги на военные нужды, налоги с рабовладельцев по числу рабов, налоги с торговых доходов и т. п.
Тукулерское государство аль-Хадж Омара
Наибольшую известность среди преемников Ахмаду получил аль-Хадж Омар (1797—1864). Выходец из мусульманского духовенства, во время паломничества в Мекку он стал членом секты тиджанийя. Согласно ее учению, последователи могли стать руководителями вне зависимости от сословного происхождения. После возвращения на родину он создал военно-религиозную общину. В 1840-е годы под флагом джихада им были подчинены ряд исламизированных и неисламизированных народов. Созданное в 1848 году новое теократическое государство, включало области расселения племен тукулер, бамана, Фульбе и многих других народов. Столицей нового государства стал город Дингирае.
В 50-е годы аль-Хадж Омар привлек мусульман бассейна Сенегала к сопротивлению французским колонизаторам. В 1857 году он осадил занятую французами Месину и расширил свои владения до Томбукту. В 1860 году французы заключили с аль-Хадж Омаром соглашение, признав границы его владений. Правитель погиб в походе против повстанцев-фульбе из Месины.
Тукулерское государство стало последним крупным африканским государством, существовавшим до колониального захвата Западного Судана.